«Продукты-герои» и шопинг-миссии: как сегментировать товары и клиентов
Одной из главных особенностей торговли в прошлом была высочайшая персонификация обслуживания. Лавочник знал покупателя лично, мог предсказывать его пожелания, частоту покупок и состав «продуктовой корзины» по дням недели. Если добавить к этому близость проживания людей из клиентской базы от торговых точек, то получится картина идеальной персонификации.
С развитием современных форматов торговли и их масштабированием на тысячи квадратных метров площадей возможность индивидуального общения с каждым покупателем была практически утеряна. До тех пор, пока не появилась аналитика больших данных.
Типичный вызов в ретейле сегодня выглядит так: у вас сеть магазинов, миллионы покупателей. Как оценить эффективность бизнеса? Покупатели привлекаются через промоакции и скидки, но как оценить эффективность этих шагов, как верно понять их вклад в прибыль и рентабельность бизнеса?
Погружаясь в проблематику глубже, можно переформулировать вопросы и так: какой продукт, какого бренда, какому клиенту, в какой момент времени и по какой цене нужно предложить, чтобы это принесло компании прибыль и помогло развивать бизнес?