РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Рай барахольщика: как японский ретейлер свел всех с ума

Ретейл Маркетинг Клиентский сервис Кейсы Bloomberg
Японская сеть, торгующая, казалось бы, ненужными товарами, на самом деле чутко прислушивается к покупателям, а сотрудникам разрешает самим решать, что продавать. Необычная стратегия помогла компании покорить инвесторов и завоевать армию фанатов
Фото:Kentaro Takahashi / Bloomberg
Фото: Kentaro Takahashi / Bloomberg

Поход в один из магазинов вездесущей японской сети дискаунтеров Don Quijote («Дон Кихот») вызывает смешанные чувства и может даже повергнуть в шок. Прямо у входа расставлены аквариумы с экзотическими рыбами — такому ассортименту может позавидовать любой зоомагазин. Если пройти дальше, то помещение начинает напоминать аптеку с рядами диковинных мазей (например, тут можно найти крем с икрой для поврежденной кожи). Каждый новый этаж не похож на все остальные: отдел одежды с рядами китчевых футболок; оформленная, как элитный бутик, зона с дорогими сумками Coach; следом — зал с электроникой, где рядом с аксессуарами для айфона продаются аудиокассеты.

Не поддающийся классификации продавец всего на свете, от увлажнителей воздуха до интимных товаров, стал настоящим культурным феноменом в Японии. Первыми его полюбили семьи, находящиеся не в лучшем финансовом положении, — представители так называемого поколения рецессий. Теперь это большой бизнес. Благодаря армии поклонников дискаунтера и управляющей компании Pan Pacific International Holdings, Don Quijote вот-вот станет пятым по величине ретейлером в Японии, выручка которого на конец фискального года (30 июня), по прогнозам, должна составить 1,4 трлн иен ($12,5 млрд). Это серьезное достижение для компании, которая почти не продает товары онлайн и сторонится традиционного маркетинга.

Теперь Don Quijote разрабатывает стратегию, которая позволит перенести уникальную формулу успеха на другие азиатские рынки — Гонконг, Индонезию, Малайзию и Филиппины. Компания уже экспериментирует с открытием магазинов в Сингапуре и Таиланде. Генеральный директор Коджи Охара и основатель Такао Ясуда уверены, что феноменальный японский ретейлер сможет показать себя в других странах и переломить тренд на онлайн-торговлю.

«Я никогда в жизни не видел ничего похожего на Don Quijote, — говорит аналитик торгового направления компании Japan Consuming Майкл Каутсон. — Его магазины с царящим там хаосом не имеют ничего общего с тем, что за ними стоит, — суровой философией управления, построенной на строгой дисциплине». Инвесторы, кажется, солидарны с аналитиком: в этом году Pan Pacific увеличил свою долю до 34%, благодаря чему рыночная стоимость холдинга достигла 1,2 трлн иен.