РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

Грибы в моде: как Zara и H&M спасают экологию и свой бизнес

Ретейл Одежда и обувь Маркетинг Статьи Bloomberg
Каждую секунду на свалку отправляется грузовик одежды, а осознавшие это покупатели отказываются покупать неэкологичные товары. В надежде спасти планету и собственный бизнес крупные производители одежды взялись шить вещи из бананов и водорослей.
Фото:Kurt Woerpel / Bloomberg Businessweek
Фото: Kurt Woerpel / Bloomberg Businessweek

На фабрике, размеры которой сравнимы с терминалом аэропорта, лазерные ножи кромсают длинные хлопковые полотна, отрезая то, что впоследствии станет рукавами пиджаков Zara. До позапрошлого года обрезки, которые падали в металлические корзины, использовались в качестве наполнителя для мягкой мебели или отправлялись прямиком на свалку города Артейхо на севере Испании. Теперь с помощью химической обработки их превращают в целлюлозу, смешивают с древесным волокном и создают материал, который называют рефиброй, — из него делают более дюжины наименований одежды: футболки, штаны, топы.

Это инициатива Inditex, компании, которая владеет маркой Zara и еще семью брендами. Все они представляют сегмент модной индустрии, известный достаточно дешевой одеждой, которая наводняет шкафы покупателей в начале каждого сезона и уже через несколько месяцев отправляется в мусорную корзину или на самые дальние полки гардероба. Gap обещает к 2021 году использовать только холопок с органических ферм или с производств, которые не наносят вред окружающей среде. Японская компания Fast Retailing, владеющая Uniqlo, экспериментирует с лазерной обработкой, чтобы сократить использование воды и химикатов при изготовлении джинсов с эффектом потертости. А шведский гигант Hennes & Mauritz вкладывается в стартапы, которые специализируются на разработке технологий переработки отходов и производства вещей из нетрадиционных материалов, таких как, например, грибной мицелий. «Один из главных вызовов — как обеспечивать модной одеждой постоянно растущее население, но при этом не вредить окружающей среде, — говорит генеральный директор H&M Карл-Йохан Перссон. — Нам просто необходимо переключиться на безотходную модель производства».