РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Куда онлайн-ретейлеру держать курс для победы в бешеной торговой гонке

Ретейл Интернет-торговля Статьи MarketMedia
В чем причина бешеной гонки российских игроков e-commerce и есть ли у онлайн-торговли резервы для дальнейшего развития высокими темпами, обсуждали эксперты на форуме Online Retail Russia 2019
Фото:Angel Navarrete / Bloomberg
Фото: Angel Navarrete / Bloomberg

Онлайн-торговля в России развивается стремительно. По данным АКИТ, последние несколько лет ее оборот растет на 20% в год. И нынешний год исключением не станет — отечественный рынок e-commerce, по прогнозу, достигнет 1,74 трлн руб., пишет MarketMedia.

По мнению партнера Data Insight Федора Вирина, такой стремительный рост обусловлен большими вложениями онлайн-ретейлеров в логистику. В качестве примера он привел сети Wildberries и Ozon, которые за последний год выросли на 74 и 73% соответственно и совсем недавно открыли крупные логистические хабы в столичном регионе. «Нам помогли колоссальные инвестиции в ИТ и логистику, — поясняет факт стремительного роста заместитель генерального директора Leroy Merlin Николай Козак. — Именно в эти сферы, а также в команду мы направили львиную долю рекламных расходов. Сегодня, чтобы сохранять позиции на рынке, надо, как Алиса в Зазеркалье, очень быстро бежать и наращивать инвестиции в разы. Но у нас нет задачи догонять лидеров, которые используют другие технологии. У нас свой путь».

Соломон Кунин, генеральный директор компании Goods.ru, напомнил, что в основе любой торговли находятся ассортимент, цены и сервис: «Они — как три зайца. Если за тремя погонишься — останешься с носом». Поэтому крупнейшие онлайн-ретейлеры, как правило, делают ставку на что-то одно или в крайнем случае на комбинацию из двух приоритетов. «Мы считаем, что важнее всего ассортимент. Чем он шире, тем успешнее торговля. Но выводы о том, чья стратегия правильная и кто победит, делать рано», — говорит он.

В свою очередь, Сергей Черемисин, коммерческий директор AliExpress Tmall, заявил, что самое главное — понимать, где находится твой потребитель и чего он на самом деле хочет. Поэтому основной драйвер развития, по его мнению, это инвестиции в big data и другие новые технологии. «Но, поскольку доля онлайн-торговли в России сейчас составляет 4% от общего рынка ретейла, а в развитых странах — 20–40%, я радужно отношусь к перспективам e-commerce. Места на растущем рынке хватит всем. Вопрос лишь в том, какие будут доли игроков и что будет с брендами», — говорит он.

Объединенная Европа маркетплейсов

По прогнозу Федора Вирина, в течение двух лет на отечественном рынке e-commerce останется два игрока с долями в десятки процентов. «Пока же в сторону укрупнения двигается пять компаний. Но не у всех хватит сил и денег добежать до цели. Проигравшие не умрут — они займут какую-нибудь собственную небольшую нишу», — прогнозирует он.

Таких ниш, по мнению гендиректора DNS Дмитрия Алексеева, хватит на всех. Но займут их небольшие онлайн-продавцы. А компании средней руки, по его словам, оказались сейчас в группе риска. «По моим наблюдениям, рост крупных игроков происходит за счет середняков — их попросту съедают. Единственная тактика, которая может спасти средний бизнес, — или стать большим, или раздробиться на множество мелких компаний и уйти в узкую специализацию», — говорит он.

Между тем пока многие лидеры отечественного e-commerce взяли курс на превращение своих площадок в маркетплейсы. Что не удивительно. Во всем мире маркетплейсы растут быстрее, чем классические интернет-магазины и обычные ретейлеры.

«Если в 2016 году доля маркетплейсов в мире была около 50%, то к 2022 году, по прогнозу, она составит уже 75% (а в Китае она уже больше 80%). Это обусловлено запросами покупателей, которые хотят получать все в одном месте», — говорит директор по международному развитию «Яндекс.Маркет» Алексей Васильев. По его словам, растущая популярность маркетплейсов привела к тому, что именно они, а не классические интернет-поисковики, уже держат лидерство по товарному поиску в Сети. «В США Amazon популярнее, чем Google, а в Китае лидер запросов — ТMall», — сообщил Алексей Васильев.

Правда, на глобальном рынке маркетплейсов сложилась ситуация, очень похожая на то, что происходит в российском e-commerce. Как рассказал директор по международному развитию «Яндекс.Маркет» Алексей Васильев, средним компаниям трудно выживать и в этой сфере. «Если заглянуть в Европу, увидите, что в каждой европейской стране есть «игрок № 2», которому все сложнее конкурировать с Amazon. Поэтому практически все крупные европейские маркетплейсы сейчас обсуждают возможность создания альянса или совместного предприятия. Это позволит им объединить усилия, чтобы успешнее противостоять лидеру. Вернее, объединить ассортимент. Это позволит продавцу, который выходит с товаром, например, в Италии, получить доступ к аудитории в Испании, Франции или Германии. Держать десятки миллионов товаров в наличии по всей Европе невозможно. По сути, единственный способ — оптимизировать издержки», — говорит он.

«Я подозреваю, что Amazon будет плясать от радости, когда они будут объединяться. Это долгий процесс. Они потратят на него года два, вместо того чтобы заниматься прямой конкуренцией», — прокомментировал инициативу Федор Вирин.

Экосистема как будущее торговли