РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Архитектура на экспорт: как российским проектировщикам выйти за рубеж

Строительство Статьи РБК
Если в начале века российские проектировщики работали только с отечественными заказчиками, то сейчас они составляют конкуренцию западным бюро. О том, как российским специалистам выйти на зарубежный рынок, рассказала Мария Николаева, глава MAD Architects
Фото:Jason Lee / Reuters
Фото: Jason Lee / Reuters

За последние пять лет глобальная индустрия архитектурных услуг выросла на 2,1%, до $292 млрд совокупной выручки. За тот же период количество предприятий увеличилось на 5,3%, а число сотрудников — на 2,2%. Согласно отчету Grand View Research ожидается, что мировой рынок архитектурных услуг к 2025 году достигнет почти $400 млрд.

На Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) приходится почти половина рынка. Сразу за ним следует Европа — около 20%. Ожидается, что в ближайшие годы быстрее всего сфера проектных услуг будет расти на Ближнем Востоке и в странах Африки. Это объясняется резким увеличением числа крупных строительных проектов. В то же время в Африке крупнейшим инвестором в сфере девелопмента выступает Китай. Азиатские компании приводят на континент бюро и архитекторов, которые уже зарекомендовали себя в АТР. Доля российских специалистов в совокупном объеме мирового рынка пока не велика. Однако с каждым годом все больше бюро и архитекторов приглашают на работу в разные страны.

Работа профессиональных архитекторов в Европе хорошо оплачивается: например, в Германии начинающие специалисты могут получать примерено €1,7 тыс. (начальная ставка в Европе). Средняя зарплата при работе с базовым функционалом составляет €4,5 тыс. Архитекторы со стажем зарабатывают уже более €5 тыс. ежемесячно. Однако российские специалисты чаще всего попадают на зарубежные рынки в качестве членов команд бюро.

Рынок архитектурного проектирования в странах Запада невероятно конкурентен. В 2017 году ключевые игроки, в том числе AECOM, Aedas, Gensler, IBI Group Inc., Nikken Sekkei, HDR Architecture, распределили между собой 35% от общего объема выручки в индустрии. В разных государствах есть свои сложившиеся традиции, известные школы, признанные мастера. Наши коллеги сформировались как специалисты в среде, где нужно оперативно реагировать на изменения конъюнктуры рынка, корректировки бюджета и так далее.

Искусство лавирования

Российский бизнес привык к быстрым деньгам. За рубежом девелоперские проекты могут окупаться 15 или даже 20 лет. Это считается нормой. В реалиях нашей страны хорошим показателем считается 8–10-летний срок возврата инвестиций. При этом о 15 годах не может идти и речи.