РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Империя шопинга: как японские магазины завоевали мир

Ретейл Продуктовый ретейл Статьи MarketMedia
Японские круглосуточные магазинчики шаг за шагом стали игроком № 1 не только в Азии, но и по всему миру. Как им это удалось? Дело в том, что это не совсем магазины. Или далеко не только магазины
Фото:Akio Kon / Bloomberg
Фото: Akio Kon / Bloomberg

Успех японских круглосуточных магазинов, плотно интегрированных в экономику не только Азиатского региона, но, пожалуй, всего мира, зиждется на трех составляющих: умении адаптироваться под потребности локального потребителя, инновационном подходе к бизнесу и способности стать максимально удобными для покупателей. Японцы уловили главный азиатский тренд — рост числа домохозяйств с одним-двумя человеками, нуждающимися в компактных готовых продуктовых решениях, пишет MarketMedia.

Япония сумела сделать свои круглосуточные магазины мировым брендом и даже трендом: их число растет в большинстве стран — в основном за счет новых торговых точек трех основных игроков — 7-Eleven, FamilyMart и Lawson. В самой Японии количество магазинов повседневного спроса перевалило за 50 тыс., это больше, чем АЗС (34 706) и почтовых отделений (24 542). Столько же одна 7-Eleven открыла за рубежом, три четверти точек сети расположено в странах Азии. За 7-Eleven по пятам идут FamilyMart и Lawson.

Японская мудрость гласит: «Море потому велико, что и мелкими речками не брезгует». Японские ретейлеры ежедневно воплощают эту мудрость в своей экспансии, активно сотрудничая с малым и средним бизнесом стран, в которые они заходят.

Это основное отличие японских сетей — впитывать в себя малый и средний бизнес стран розничной экспансии. Большая часть товаров в сети поставляется локальными производителями и поставщиками.

Во-вторых, японские производители увеличили продажи за счет элементарного решения: используя то, что западных туристов в регионе все больше, они массово дублируют названия и описания товаров на английском.

В-третьих, японские сети, уловив тренд нехватки времени у молодежи, смогли предложить быстрые продуктовые решения для завтрака, обеда и ужина на ходу. И наконец, внимание к потребительским особенностям каждой страны позволяет японским магазинам повседневного спроса получать дополнительный доход на таких необычных для ретейла направлениях, как доставка товаров, пункты выдачи товаров из онлайн-магазинов, выдача денег по банковским депозитам, печать фотографий и многое другое.

Японское будущее в Таиланде

Позиции японских ретейлеров, успевших попасть в авангард потребительского бума в Таиланде и отчасти его сформировавших, особенно сильны. По состоянию на 2019 год в стране свыше 11 тыс. магазинов 7-Eleven и более 3 тыс. FamilyMart. В каком-то смысле Таиланд стал лабораторией новейших разработок в сфере розничной торговли и технологий. Особое место Таиланда подчеркивает и тот факт, что конгломерат японской компании Seven & I Holdings Co, управляющий сетями бренда в 17 странах, расположен в Бангкоке. По количеству торговых точек и числа потребителей Таиланд для этой сети — страна № 2 (после собственно Японии): свыше 11 тыс. магазинов, которые обслуживают почти 12 млн покупателей в день.

Помимо продажи товаров повседневного спроса тайские магазины сети 7-Eleven принимают оплату счетов за коммунальные услуги, выдают банковские депозиты, служат точками выдачи товаров, заказанных на онлайн-сервисах. Именно в Таиланде апробируются новые технологические разработки, такие как распознавание лиц и применение искусственного интеллекта в программах лояльности. Кроме того, там тестируют решения для мониторинга и анализа деятельности персонала.

Опыт Тайваня: пять в одном