РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
Ирина Баржак

Почему не стоит брать на работу жертву: четыре причины

HR Статьи РБК
Сидит на краю стула, заглядывает в глаза: «Спасибо, я постою», «Я останусь и поработаю еще». Скромный сотрудник, который многого не требует и готов работать сверхурочно. Казалось бы, идеальный исполнитель, но — осторожно

Увы, руководитель часто обманывается, беря на работу жертву. Этот человек гораздо опаснее всех остальных типов сотрудников. И вот почему.

1. Жертва-манипулятор

У каждого манипулятора есть излюбленные способы. Этот человек получает одобрение, внимание и помощь в тот момент, когда становится «бедным и несчастным». Его беспомощность часто оказывается мнимой. Он обязательно находит того, кто готов спасти «бедняжку». И вот вы уже сами не заметили, как делаете работу за жертву. Еще хуже: весь офис выполняет то, что он не успел сделать в срок. По «уважительным» причинам, конечно.

А если вы не сделаете работу за него, то будете ощущать мощное чувство вины. Жертвы отлично умеют его прививать.

Ну и кстати, если у вас работает жертва, то как начальник вы принимаете на себя  либо роль тирана, либо роль спасителя. Если не спасли — тиран и мучитель. Если спасли — сделали работу вместо жертвы. Тупиковая ситуация.

2. Жертва вас презирает