РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
Ирина Баржак

Почему не стоит брать на работу жертву: четыре причины

HR Менеджмент Статьи РБК
Сидит на краю стула, заглядывает в глаза: «Спасибо, я постою», «Я останусь и поработаю еще». Скромный сотрудник, который многого не требует и готов работать сверхурочно. Казалось бы, идеальный исполнитель, но — осторожно

Увы, руководитель часто обманывается, беря на работу жертву. Этот человек гораздо опаснее всех остальных типов сотрудников. И вот почему.

1. Жертва-манипулятор

У каждого манипулятора есть излюбленные способы. Этот человек получает одобрение, внимание и помощь в тот момент, когда становится «бедным и несчастным». Его беспомощность часто оказывается мнимой. Он обязательно находит того, кто готов спасти «бедняжку». И вот вы уже сами не заметили, как делаете работу за жертву. Еще хуже: весь офис выполняет то, что он не успел сделать в срок. По «уважительным» причинам, конечно.

А если вы не сделаете работу за него, то будете ощущать мощное чувство вины. Жертвы отлично умеют его прививать.

Ну и кстати, если у вас работает жертва, то как начальник вы принимаете на себя  либо роль тирана, либо роль спасителя. Если не спасли — тиран и мучитель. Если спасли — сделали работу вместо жертвы. Тупиковая ситуация.

2. Жертва вас презирает

На самом деле у жертвы огромное эго и самомнение. Этот сотрудник считает себя намного умнее вас и всех остальных участников коллектива. А поскольку вы не умеете этого разглядеть, то вам обеспечено презрение. На словах это выглядит так: «да, конечно», «верное решение», «вы — очень мудрый руководитель», и только самый проницательный человек увидит в этом снобизм и насмешку.

Этот посыл очень легко считывают серьезные клиенты. Порой они отказываются вести дела с жертвой, а руководитель недоумевает: почему? Холодный расчет и цинизм — вот что прячется за скромностью и услужливостью.

3. Жертва очень агрессивна

«Мы порой жалеем людей, которые не знают жалости ни к себе, ни к другим», — писала Эмили Бронте.

Тихая, так называемая пассивная агрессия — саботаж, обиды — это привычная реакция жертвы. Это способ получения дополнительных преференций. Но только попробуйте недодать этому сотруднику что-то, из того что он уже считал своим. Вы можете столкнуться с открытой агрессией или с бунтом в коллективе, к которому жертва незаметно подведет. Жертвы отлично умеют отстаивать свои права или отрываться на клиентах.

Бывает и такая ситуация: человек, которого руководитель считает самым тихим и безопасным, третирует подрядчиков. Они знают его совсем с другой стороны. «Кто? Таня? Не может этого быть! Вы, наверное, с кем-то перепутали», — искренне недоумевает руководитель, в случае если до него все же доходят какие-то слухи. Он и не подозревает, что в тихой милой жертве может скрываться агрессор.

Хотите его увидеть? Начните предлагать жертве конструктивные пути выхода из ее ситуации. Вы увидите, с какой силой они будут отвергнуты. А порой и очень агрессивно. И вот снова — жертву надо спасти, но только тем путем, каким хочет она.

4. Жертва управляет всем коллективом

Самый тихий и незаметный человек, как правило, управляет всем коллективом: он умеет вести подковерную игру и скрывать свое истинное лицо. Поскольку жертва не получает внимания от руководителя, то добывает его любыми другими способами. То, что ее интриги провоцируют конфликты, наполняет ее внутренним самодовольством и гордыней. Это с лихвой компенсирует отсутствие внимания от первого лица.

Как распознать жертву