Материал раздела Основной

Как стать лидером на жестком рынке манекенов для краш-тестов

Рынок манекенов для краш-тестов в США полон опасностей: на разработку уходят годы, клиенты и регуляторы тянут с решениями, а конкуренты берутся из ниоткуда. Bloomberg разбирался, какие решения помогли компании Humanetics стать лидером диковинной отрасли
Фото: Lyndon French / Bloomberg Businessweek
Фото: Lyndon French / Bloomberg Businessweek

На первый взгляд у Humanetics Innovative Solutions чудесная бизнес-модель. Компания из пригорода Детройта — крупнейший производитель манекенов для краш-тестов, нашпигованных электроникой гуманоидов из стали и винила, с помощью которых можно понять, какие повреждения получит человек в случае автокатастрофы. Компания держит почти 70% рынка, а стоимость одного ее манекена может достигать $1 млн. А регуляторы в США и других странах побуждают автопроизводителей покупать именно продукцию Humanetics.

С такими вводными данными, кажется, даже болван смог бы преуспеть в бизнесе. Услышав эту фразу, генеральный директор Humanetics Кристофер О’Коннор разражается смехом, причем и не только потому, что самих манекенов для краш-тестов иногда называют «болванчиками». Он признается, что лучше бы обсудил использование 3D-принтеров или беспилотные автомобили, чем говорил о том, как Humanetics вышла в прибыль.

«Я сказал сам себе: даже если бы у меня было $10 млн, я бы все равно инвестировал в этот бизнес, — говорит О’Коннор. — Он мне нравится, но это не тот случай, когда можно заработать мешки денег. С рентабельностью тут все достаточно напряженно».

Кристофер О’Коннор
Кристофер О’Коннор (Фото: Lyndon French / Bloomberg Businessweek)

Бизнес по созданию и продаже манекенов для краш-тестов — достаточно странное дело. И не только потому, что в нем приходится иметь дело с куклами без лица, изображающими искалеченных и мертвых людей. Производители манекенов могут потратить годы работы и миллионы долларов на разработку продукта, который клиент посчитает идеальным, но в итоге не приобретет. Автомобили и привычки самих водителей радикально изменились, но модель манекена, используемая в краш-тестах, на проведении которых настаивают регуляторы, остается неизменной вот уже сорок лет. В среднем в этой индустрии продаются 200–250 манекенов в год, а оборот мирового рынка производителей в 2016 году составил, по данным исследовательской фирмы Technavio, $111 млн.