Материал раздела Основной

Чем ресторанный бизнес и ретейл отпугивают молодых специалистов

О том, чем работодатели в сфере розницы и индустрии гостеприимства привлекают и отталкивают молодых специалистов
Фото: Huy Phan / Pexels
Фото: Huy Phan / Pexels

Увы, согласно результатам проведенного компанией АНКОР исследования привлекательности бренда работодателя Randstad Employer Brand Research, продовольственная и непродовольственная розница и HоReCa оказались внизу списка, 24-е и 23-е места соответственно. Верхние строчки заняли нефтегазовый сектор, сегмент бытовой техники и электроники, автомобильная промышленность, приборостроение, производство сетевого и телекоммуникационного оборудования. Неплохие результаты и у сегмента розницы «Мода и красота» — 15-е место.

Чем же обусловлена разница и что стоит перенять работодателям в продовольственной и непродовольственной рознице и HoReCa у компаний сегмента «Мода и красота»? Рассуждает в колонке на MarketMedia Екатерина Петрова, руководитель группы консультантов по подбору персонала ANCOR Consumer Goods, международная компания АНКОР.

Справка

Randstad Employer Brand Research (REBR) — международное исследование привлекательности бренда работодателя, которое компания АНКОР проводит в России уже шестой раз.

В 2019 году участниками опроса стали более 14 тыс. россиян. В ходе онлайн-анкетирования они оценивали компании, представляющие разные отрасли экономики, по десяти ключевым критериям привлекательности бренда работодателя: зарплата и социальный пакет, финансовая стабильность компании, интересная работа, возможности карьерного роста, приятная рабочая атмосфера, гарантии занятости, баланс между работой и личной жизнью, хорошая репутация компании, социальная ответственность и внедрение современных технологий.

Низкие оценки, полученные розницей, свидетельствуют о том, что среди соискателей, и особенно среди молодежи, распространено мнение, что работать в магазинах не престижно, там тяжелый физический труд в некомфортных условиях. Ретейлеры с этими стереотипами борются. Судя по итогам исследования, пока они в начале этого пути. Тем не менее наиболее продвинутые розничные компании проводят работу по повышению своей привлекательности как работодателей и привлекательности розничной сферы в целом.

Во-первых, они описывают возможности профессионального и карьерного роста в рознице. Сегодня карьера продавца может развиваться как вертикально, так и горизонтально. Вертикальный рост предполагает постепенное движение вверх от стартовых до руководящих позиций в магазине: продавец становится старшим продавцом, затем — руководителем отдела, потом — заместителем директора и, наконец, директором магазина. Горизонтальный рост зачастую подразумевает переход сотрудника из точки продаж в офис компании. Продавец может выступить с предложением, как оптимизировать работу магазина, придумать варианты продвижения определенной категории товара и, если его идеи получат одобрение руководства, занять место проектного менеджера. Продавец также может участвовать во внутреннем конкурсе на позицию финансового аналитика или ассистента департамента маркетинга, если имеет образование, соответствующее требованиям вакансии.

Во-вторых, компании обращают внимание молодых соискателей на технологическое совершенствование отрасли. Студентам рассказывают, что digital-торговля развивается семимильными шагами, и для российской розницы это не просто слова, это — будни. В последние годы практически все работодатели внедряют омниканальный подход к продажам, при котором разрозненные ранее каналы продаж объединяют в единую систему, и за счет того что компания анализирует всю историю коммуникаций с покупателем как в офлайн-, так и в онлайн-среде, он может получить качественный, оперативный и отвечающий именно его потребностям сервис в любом из удобных ему каналов (офлайн-магазин, интернет-магазин, мобильное приложение и др.). Так, студенты, которые хотели бы развиваться в области современных цифровых технологий, узнают, что в ретейле есть все возможности для этого.

В то же время ретейлеры укрепляют связи с вузами, организуя встречи со студентами, на которых рассказывают о преимуществах работы в розничной торговле, проводят ярмарки вакансий и экскурсии по гипермаркетам.

В HoReCa, занявшей по результатам исследования REBR предпоследнее, 23-е, место в рейтинге привлекательных для работы отраслей, похожая ситуация. Что знает молодой соискатель об индустрии гостеприимства? Что это работа «на ногах», большие переработки и более низкая, чем в других отраслях, заработная плата. Именно поэтому эту сферу рассматривают в основном для временной работы, например на летних каникулах, или частичной занятости — в таком случае работу в отеле или ресторане легко совместить с обучением в вузе.

Для ресторанного бизнеса характерна высокая текучесть линейного персонала: сотрудники покидают компании на стартовых позициях, не стремясь к дальнейшему росту. Однако у соискателей есть множество возможностей построить хорошую карьеру в ресторане, и можно привести немало историй успеха, подтверждающих это. Важно преодолеть трудности первого года работы и проявить трудолюбие, гибкость и стойкость, а самое главное — продемонстрировать мотивацию, лояльность к своему работодателю и желание развиваться в рамках компании. Сотрудник, нацеленный на карьерный рост, поднимается со стартовой позиции на руководящую за короткий срок: всего за три года официант может стать директором ресторана. Сейчас средний возраст директора ресторана среднего ценового сегмента — от 20 до 22 лет.

В гостиничном бизнесе карьерный рост не такой быстрый, как в ресторанном, но, проработав в отеле всего один год, многие остаются в этой сфере на всю жизнь. Это связано с особой атмосферой работы и ощущением семейственности, присущим слаженным коллективам отелей.

К сожалению, компании, представляющие индустрию гостеприимства, не проводят такую же масштабную работу по повышению привлекательности бренда работодателя, как компании из розничной сферы. Выделяются только фастфуд-рестораны, которые активно взаимодействуют с молодыми соискателями в социальных сетях, организуют ярмарки вакансий.

Компании из индустрии гостеприимства делают акцент преимущественно на развитии внутреннего бренда работодателя, то есть на удержании персонала. Для этого они применяют индивидуальный подход к сотрудникам, повышают командный дух (например, проводя корпоративные обеды), предоставляют возможности карьерного роста и обучения.

В отличие от продовольственной розницы сегмент «Мода и красота», по мнению россиян, является наиболее привлекательным для трудоустройства. Он расположился на 15-й строчке в списке сфер, где хотели бы работать респонденты.

Почему сегмент «Мода и красота» более привлекателен для респондентов