РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
Владимир Якуба

«Я — свой!»: как новому руководителю расположить к себе коллектив

Менеджмент Инструкции Tom Hunt
Получить должность руководителя — полдела. На следующем этапе — этапе адаптации — нужно наладить контакт с подчиненными. Как за пять шагов стать своим в коллективе, и что ни в коем случае нельзя делать на этапе адаптации

Новому руководителю не всегда просто наладить контакт с подчиненными, поскольку:

  • предыдущий руководитель мог быть всеобщим любимцем;
  • несколько сотрудников компании наверняка тоже хотели занять его место;
  • сопротивление изменениям еще никто не отменял и т.д.

Если новый руководитель — вы, то придется где-то подстроиться и уступить, а где-то доказать экспертность и не дать сесть себе на шею.

Пять шагов к благоприятной атмосфере в коллективе

Как правило, чаще всего с приходом нового руководителя у сотрудников появляются страхи. Во-первых, они связаны с неопределенностью. Вдруг новый руководитель будет постоянно контролировать, штрафовать? Вдруг будет чересчур жестким? Во-вторых, сотрудники боятся, что новый руководитель нарушит устоявшиеся в коллективе связи. По этим причинам босс, который только что пришел в компанию, сталкивается с недоброжелательным отношением к себе. Хочу рассказать об одном таком случае.

В компанию взяли нового руководителя коммерческого отдела (назовем ее Татьяна), и началась какая-то вакханалия. Многие члены команды решили уволиться. Боязнь перемен? Забастовка? Обида, что место занял человек со стороны? Не знаю. Однако факт остается фактом. Новый руководитель коммерческого отдела пообщалась отдельно с каждым сотрудником и убедила всех, что нужно остаться в компании. История закончилась хорошо.

А теперь расскажу, как за пять шагов наладить контакт с подчиненными, чтобы ваш случай был таким же удачным, как случай Татьяны.

Шаг № 1: приветствие

Разберем все сначала. Имеет значение все: в чем вы придете на новое место работы, как войдете и что скажете. Как написал Марк Леви, «жизнь никогда не предоставляет нам второй возможности составить первое впечатление».

О внешнем виде много говорить не буду. Только отмечу: не надо забывать, что встречают по одежке.

А теперь о другом. Когда вы впервые придете в офис, не прячьтесь и не молчите. Войдите уверенно, поздоровайтесь со всеми, затем скажите: «Коллеги, доброе утро! Вы со мной еще не знакомы, меня зовут (имя и отчество), я буду работать руководителем отдела (название отдела). Очень рад вас всех видеть! Здесь мое рабочее место, если будут какие-то вопросы, обращайтесь. И так как я здесь новенький, разрешите, я буду к вам обращаться по некоторым вопросам, например если не найду чай или кулер. Хорошо?».

После переходите ко второму шагу.

Шаг № 2: чаепитие

Дальше вам нужно со всеми познакомиться. Предложите коллегам вместе выпить чай и в обед съесть торт или пирожные, которые вы принесли. Во время непринужденной беседы на кухне вы скорее запомните имена и сможете показать себя как интересного собеседника.

Разумеется, сообщить о чаепитии следует утром, чтобы работники не разбежались по своим делам раньше времени.

Шаг № 3: более плотное знакомство

Но и после этих двух шагов расслабляться рано. Здесь, как в походе: мало собрать компанию, нужно еще организовать всех и замотивировать идти с вами до конца. Поэтому переходите к третьему шагу.

Теперь ваша задача — узнать цели и мотивацию каждого участника команды. Сделайте три вещи.

Как узнать цели и мотивацию каждого участника команды