РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Алексей Лаврухин

От оплаты до оплаты: какие технологии изменят рынок онлайн-касс

Финансы IT Статьи Inpas
Каковы платежные привычки россиян, как они формируются и влияют на решение о покупке? И каково реальное, а не «маркетинговое» будущее платежных технологий в российском ретейле?

Россия занимает лидирующие позиции по объему бесконтактных платежей в мире, а также, согласно отчетам Apple Pay и Samsung Pay, входит в тройку самых продвинутых NFC-стран. NFC (бесконтактные виды оплаты) активно развиваются с 2015 года, но многие покупатели до сих пор вставляют карту в платежный терминал, а кассиры спрашивают: «У вас прикладывается?»

Эта ситуация очень характерна: СМИ поддерживают ажиотаж вокруг новых способов оплаты — QR-кодов, биометрии и системы быстрых платежей, а массовый потребитель в нашей стране пока еще знает о них очень мало.

Как формируется платежная среда

Изучив, как устроена система оплаты товаров и услуг в стране, можно получить представление о ее экономике в целом. Например, мобильные платежи повсеместно используются в ряде беднейших африканских стран, потому что это гораздо дешевле, чем создавать кассовую инфраструктуру: развивать сеть банкоматов, дополнять оборудование магазинов кассовыми аппаратами, обновлять его по мере устаревания и проводить инкассацию.

В России все иначе. Рынок кассового оборудования и платежных решений нашей страны следует мировым трендам, нередко даже опережая их.

Сегодня в России порядка 2,3 млн онлайн-касс. В сутки на них пробивается 150 млн чеков на сумму 90 млрд руб.

Плати, не касаясь

Согласно августовскому опросу Visa, бесконтактные платежи с помощью смартфона в России проводят 34% респондентов, в то время как в мире — 19%. Бесконтактные платежи по картам в России проводят 62% опрошенных, а в мире — всего лишь 26%.

Россия — один из главных игроков на рынке платежей с использованием технологии NFC.

Приведу случай из жизни: в 2015 году мы большой компанией поехали на Mobile World Congress (одна из крупнейших в мире выставок мобильной индустрии и конгресс. — «РБК Pro») в Барселону.

Конференция была посвящена главным образом переходу на NFC. К тому моменту в России уже активно пользовались и бесконтактными картами, и различными носителями чипа NFC — кольцами, часами и др.

И вот мы в Испании. Время обеда. Мы уверенно подходим к островку общепита. Подавляющее большинство людей в очереди оплачивают еду наличными или магнитными картами. Подходит наша очередь — нас трое: первый человек оплачивает картой с NFC, продавец улыбается и отвешивает комплимент о прогрессивности. Следующий оплачивает Samsung Pay… продавец смотрит с восхищением. Третий оплачивает прикосновением часов. Продавец теряет дар речи, очередь молчит, и кто-то из толпы задает вопрос: «Откуда вы, ребята?» Это было очень весело: привычные для нас NFC-технологии для европейцев были сродни волшебству.

Сегодня эта технология активно развивается в мире. Разные эксперты рынка эквайринга (к примеру, аналитические компании Orbis Research и Juniper Research) сходятся во мнении, что уже в 2022 году объем бесконтактных платежей в мире достигнет $2 трлн и превысит объем использования платежных карт и наличных.

Плати лицом

В будущем одним из самых быстрых и безопасных видов платежей может стать оплата с помощью биометрии. Что может быть быстрее оплаты взглядом? Кроме того, взломать Face-ID практически невозможно. Пока у российских покупателей нет возможности оплачивать покупки лицом, но Центробанк РФ совместно с банками уже ведет сбор биометрии.

По нашим прогнозам, процесс займет около пяти лет. Значит ли это, что по прошествии этого срока можно будет расплачиваться взглядом, покупая хлеб? В ближайшей перспективе — сомнительно. Однако бесспорно, что именно биометрическая верификация — это путь, по которому пойдет российская платежная индустрия.

Жители Китая, к примеру, уже пользуются этой технологией. Правда, пока точечно: с 2017 года система работает в одной из сетей ресторанов быстрого питания, и в этом году ее запустили на одной из станций метро города Шэньчжэнь. Места для апробации выбраны самые проходные: особенность технологии в том, что оплата происходит максимально быстро.

Китай также стремится встать на этот путь, однако в отличие от России там не распространены NFC. Там в ходу QR-коды.

QR-коды — основной способ оплаты в Китае, но они, очевидно, проигрывают NFC-платежам по скорости выполнения операций.

Первая причина, по которой этот способ оплаты стал востребован именно в Поднебесной, — экономическая и технологическая закрытость Китая, где не работают международные платежные системы и их технологии.

Вторая причина — письменность на основе иероглифов: ее носителю неудобно набирать слова на клавиатуре, общение с помощью «картинок» более привычно.

Чуждый нам код