РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

Как устроена торговая наценка: жадность ретейлеров или законная прибыль

Ретейл Финансы и бухгалтерия Статьи РБК
Торговые сети нередко винят в завышенных ценах, ссылаясь на неоправданно большую наценку. Владислав Тихомиров (сеть Metro) разбирает, как устроено ценообразование у ретейлеров и сколько они в итоге зарабатывают
Фото:Владимир Астапкович / РИА Новости
Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости

Миф 1. Торговая наценка до 400%

Торговая наценка — это разница между закупочной стоимостью товара от поставщика и розничной ценой с учетом всех скидок. Ее можно рассчитать и выразить в процентах как наценку (проценты от закупочной стоимости), а можно как маржу (проценты от продажной цены). Нам интереснее маржа, поскольку именно из нее обеспечивается операционная деятельность торговой компании, сотрудники получают зарплату, а государство — налоги. Обычно маржа выражается в процентах от оборота (выручки) в отчете о прибылях и убытках. Многие торговые компании в России — публичные, торгуемые на бирже и обязаны раскрывать информацию о своих финансовых показателях инвесторам. Это дает нам возможность оценить реальный размер той самой маржи. Возьмем для примера одну крупнейшую российскую торговую сеть и познакомимся с отчетом о прибылях и убытках за 2018 год.