РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Биопродукты во Франции: сомнительная мода или перспективная ниша

Ретейл Продуктовый ретейл Статьи MarketMedia
Рынок биопродуктов Франции превращается из модной темы, вызывающей недоверие половины населения, в динамично растущую нишу, которая будет формировать не менее десятой оборота FMCG-сетей. Опасаясь роста конкуренции, сети идут на эксперименты
Фото:Benoit Tessier / Reuters
Фото: Benoit Tessier / Reuters

Дорогие, недостаточно разнообразные и не вызывающие доверия — такими считались биопродукты до недавнего времени. Однако теперь они становятся неотъемлемой частью потребительских привычек: по данным Agence Bio, около 70% молодежи Франции в возрасте до 25 лет (поколение Z) покупают продукты bio, в то время как у предыдущих поколений этот показатель составлял 20–50%. Это значит, что ретейлерам деваться некуда — будущее все равно за зелеными, пишет MarketMedia.

100% роста за пять лет

Рынок биопродуктов во Франции в 2012–2017 годах удвоился — с €4,1 млрд до €8,3 млрд. Стоит, правда, учитывать местную специфику: Франция сама является одним из крупных мировых производителей органики, и доля импорта биопродуктов у нее составляет лишь около трети (причем часть приходится на чаи, орехи и пр., то есть то, что она и не производит). Кажется, что само информационное поле подталкивает тебя искать зеленые ярлычки на полках: движение против использования пестицидов, марши в защиту природы, предвыборная программа президента Франции Эмманюэля Макрона, который обещает увеличить долю продуктов bio в школьном питании до 14%, и т.д.

За рынок уже идет настоящая битва. Специализированные биоотделы есть практически во всех гипермаркетах и супермаркетах, причем постепенно они захватывают все больше пространства. В частности, французская компания розничной торговли Carrefour Group в последний год активно обновляет свои магазины, делая акцент именно на bio, диетические и вегетарианские продукты, на которые теперь может приходиться 15–17% ассортиментных позиций. Расширяется ассортимент bio под частными марками.

Кроме того, крупные ретейлеры запускают отдельные форматы: тот же Carrefour с 2013 года развивает формат Carrefour Bio. Еще один игрок из топ-5 — Casino Group — владеет второй по величине сетью биопродуктов в стране Naturalia и собирается открыть первый Naturalia bio marche — крупный магазин площадью 1 тыс. кв. м. Даже работающая в более низком ценовом сегменте компания Leclerc в прошлом году открыла свой супермаркет биопродуктов.

Аналитики прогнозируют, что именно крупные FMCG-сети станут основной движущей силой bio, неся его в массы. Сегодня они контролируют более 40% рынка, однако это несоизмеримо меньше, чем их доля на рынке обычных продуктов питания. По данным Nielsen, на биопродукты в настоящее время приходится 4% оборота крупных продуктовых ретейлеров, потенциально эта доля может вырасти до 11% (сколько лет уйдет на достижение этого показателя, исследователи пока оценить затрудняются). Тем не менее за последний год (с марта 2018-го до февраля 2019-го) продажи биопродуктов в крупных сетях выросли на 22,7%.

Доля оборота рынка биопродуктов Франции по форме реализации (% от общего количества)

46,1% — супермаркеты и гипермаркеты;

36,3% — специализированные сети биопродуктов;

12,7% — торговля напрямую;

4,9% — мелкие формы (индивидуальные магазины, точки на рынках и прочее).

Сила мобильности