Иван Бойцов

Не болтай: как защитить корпоративные данные без нарушений закона

Право HR Статьи РБК
Случаи, когда сотрудники «сливают» конкурентам коммерческую тайну, — не редкость. Руководитель платформы Mail.Ru для бизнеса Иван Бойцов рассказал, как контролировать переписку сотрудников, соблюдая тайну переписки

Одна из сфер, в которой постоянно сталкиваются интересы работника и работодателя, — необходимость гарантировать тайну личной переписки при сохранении корпоративных интересов. Парадокс ситуации в том, что хотя тайна личной переписки охраняется высшим законом государства — Конституцией — суды преимущественно встают на сторону компании в случаях, когда сотрудник жалуется на то, что его переписка была под полным контролем.

Попробуем разобраться в этом вопросе и определить, как же правильно организовать ведение корпоративной почты, чтобы учесть интересы всех сторон.



Тайное и явное

О неприкосновенности личной переписки прямо говорит Конституция: «Каждый гражданин имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения» (ст. 23). Более того, за попытки получить доступ к личной переписке предусмотрено уголовное наказание: «Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан наказывается штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок до одного года» (ст. 138 Уголовного кодекса РФ).

Таким образом, по закону работодатель не имеет права контролировать личную переписку своих сотрудников. Но и его позиция объяснима. Он оплачивает труд наемного работника, предоставляет ему рабочее место, включая компьютер и корпоративную электронную почту, не для того, чтобы тот использовал все это в личных целях. Подобную ситуацию можно сравнить с воровством: работник таким образом «ворует» не только деньги, потраченные на оплату его труда, но и другие ресурсы, которые принадлежат компании, например почтовый трафик.

Примечательно, что в этом вопросе законодательство дает работодателю возможность защитить свои интересы правовым путем: «Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, вправе применять при необходимости средства и методы технической защиты конфиденциальности этой информации, другие, не противоречащие законодательству Российской Федерации, меры» (ч. 4 ст. 10 ФЗ РФ от 29 июля 2004 года № 98-ФЗ «О коммерческой тайне»).

Судебная практика

Архивы судебных разбирательств — как за рубежом, так и в России — содержат множество примеров того, как сотрудники были вынуждены отвечать за то, что использовали ресурсы компании в личных целях. При этом жалобы на чтение личной переписки, которая велась в рабочее время, суды обычно отклоняют.

Наиболее вероятные последствия таких действий сотрудников: увольнение в связи с утратой доверия или нарушением этики государственного служащего, отказ в выплате компенсации за увольнение, привлечение к дисциплинарной ответственности.

Самый громкий случай, превратившийся в прецедент, произошел в 2016 году. Европейский суд по правам человека вынес решение, согласно которому у работодателя есть право читать личную переписку сотрудника, если она происходила с рабочего компьютера в рабочее время. Решение суд принял по иску румынского инженера Богдана Барбулеску, который использовал свой служебный аккаунт в Yahoo Messenger для отправки личных сообщений. Правила компании, где работал Барбулеску, запрещали сотрудникам вести личную переписку в рабочее время. Истец утверждал, что работодатель нарушил его право на тайну переписки. Суд посчитал, что право проверять переписку у работодателя было, так как истец был заранее предупрежден о возможности такой проверки, а сам Барбулеску при этом нарушил внутренние правила компании.

Аналогичные случаи неоднократно происходили и в России. Так как личные данные суды не разглашают, приводим только обстоятельства и факты. Так, Московский городской суд признал законным увольнение работника, который направил по электронной почте письмо со сведениями, относящимися к коммерческой тайне работодателя (апелляционное определение от 08.06.2015 по делу № 33-19433/2015). Аналогичные решения суд принимал и по другим схожим искам: работник ООО «Региональная страховая компания» был уволен, после того как переправил информацию по корпоративной почте на свой личный почтовый адрес и адрес супруги (определение по делу № 4г/9-9007/2014 от 20.10.2014).

Есть и обратные примеры. Суд может встать на сторону работника, если работодатель не установил в компании надлежащим образом режим коммерческой тайны (не ознакомил работника под роспись с конфиденциальной информацией, не получил обязательство не разглашать ее) и не доказал ущерб от действий сотрудника (апелляционное определение Московского городского суда от 18.09.2013 по делу № 11–28840). В то же время за использование корпоративной почты для личных нужд работник может быть подвергнут взысканию, если локальный акт это прямо запрещает: например, работодатель ввел в действие акт, в котором было описано, что компьютер предназначен только для работы и его использование для личной переписки запрещено (определение Иркутского областного суда от 26.03.2014 № 33–2352/14).

Наконец, в еще одном деле Верховный суд Республики Башкортостан признал переписку с гражданами по личным вопросам с рабочего компьютера нарушением работником трудовой дисциплины, посчитал оправданным и допустимым просмотр личной переписки, так как она велась со служебного почтового ящика (апелляционное определение от 01.12.2015 года по делу № 33-17852/2015).

Профилактика утечек

Для того чтобы обезопасить компанию от возможных проблем с утечкой данных и правильно организовать работу корпоративной почты, юристы рекомендуют провести подготовительную работу. Очень важно все сделать правильно.

Шаг 1. Пропишите в уставе, кому принадлежат все ресурсы компании, в том числе и служебная переписка, то есть вся переписка, которую сотрудники ведут в рабочее время с использованием технических средств компании.

Шаг 2. Установите режим коммерческой тайны в компании, определите, какие права у сотрудников в вопросе доступа к конфиденциальной информации.

Шаг 3. В трудовом договоре оставьте за собой право контролировать действия сотрудника в рабочее время на рабочем месте.

Шаг 4. Выберите надежного провайдера электронной почты, который позволит администратору получить доступ к почтовым ящикам сотрудников.

Компромисс не в пользу сотрудника

Что первично — тайна личной переписки или коммерческая тайна, которую ненароком может разгласить сотрудник? Здесь не обойтись без консультации юристов. Большинство из них сходится во мнении, что, несмотря на безусловную защиту права на частную переписку, работники не имеют права использовать для этого не принадлежащие им ресурсы. Другими словами, если работодатель оплачивает почтовый трафик, предоставляет устройства, которые позволяют пользоваться электронной почтой, то применять их можно только в рабочих целях.

Более того, в случае когда работник пользуется рабочей электронной почтой, он сам нарушает закон: такой поступок относится к действиям, направленным на удовлетворение личных потребностей за счет организации. Подобные действия наказуемы согласно УК РФ или КоАП РФ.

Можно посмотреть на этот вопрос и с другой стороны: вся переписка, которая происходит в рабочее время с использованием ресурсов работодателя, перестает быть личной и становится служебной, а значит не охраняется соответствующей статьей Конституции.

Корпоративная почта предназначена исключительно для деловой переписки и полностью является собственностью работодателя. Поэтому он имеет право контролировать способ использования своего имущества, доверенного нанятому работнику (ч.1 ст. 22 ТК РФ). Такое право работодатель закрепляет за собой при помощи издания локальных актов. А для личной переписки сотрудник может использовать личную почту в личное время. Читать такую переписку работодатель не имеет права.