РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

Как банкам создать бизнес с нуля: четыре фактора успеха от Oliver Wyman

Финансы Менеджмент Исследования Oliver Wyman
Эксперты Oliver Wyman предлагают традиционным финансовым организациям свой подход к созданию нового бизнеса с нуля, который позволит запустить цифровую платформу обслуживания всего за 12 месяцев при минимальных затратах
Фото:Virginie Lefour / Zuma / ТАСС
Фото: Virginie Lefour / Zuma / ТАСС

Традиционные организации могут создавать абсолютно новые бизнесы с помощью greenfield-проектов, или так называемого подхода с чистого листа. Этот подход ориентирован на удовлетворение потребностей клиентов в стратегически важной для компании зоне и эффективен для экспансии на рынке. Новый бизнес с нуля дает основному бизнесу альтернативные возможности для трансформации и позволяет выбирать и изменять компоненты клиентских предложений, ограничить риски.

Преимущества бизнеса с нуля:

  • способствует росту интенсивности изменений в основной организации;
  • позволяет пересмотреть сложившийся подход к бизнес-моделям, методам работы, клиентским предложениям и технологиям;
  • облегчает доступ к внешним инновациям: можно быстрее заключать партнерства, привлекать активную клиентскую базу и интегрировать новые услуги;
  • дает возможность тестировать новые продукты в реальной среде и выявлять удачные решения, при этом без сложностей интеграции, связанных с основной системой;
  • позволяет запустить «маховик роста» благодаря динамичному развитию клиентоориентированных решений.

Эффект «маховика роста»

1. Новый бизнес собирает и анализирует данные, чтобы создавать более релевантные услуги для клиентов. Новые решения позволяют делать лучшие ценностные предложения и привлекать новых клиентов.
2. Новые клиенты генерируют выручку и дополнительные объемы данных. Это позволяет внедрять инновации и привлекать новых специалистов.
3. Рост доходности, новые данные и сотрудники создают более привлекательные решения, отвечающие потребностям клиентов.
4. Улучшенные решения и более глубокое понимание потребностей клиентов обеспечивают рост в смежных категориях потребностей. Повышаются гибкость и адаптивность компании.

Факторы успеха нового бизнеса с нуля

1. Отправная точка — потребности клиента

Бизнес с нуля можно сравнить с созданием стартапа. Нужно начинать не с запроса крупного финансирования, а с тщательного анализа клиентских данных. Это позволит выявить возможности и изучить новые факторы. Сначала определите потребности клиентов, разработайте ценностное предложение и только после этого переходите на следующий уровень финансирования.

В отличие от традиционных банков созданные с нуля бизнесы не обременены объемами операций, ожиданиями клиентов или устаревшей технологической инфраструктурой, поэтому могут быстро создавать новые продукты и услуги. Учитесь отделять продукт от клиента, используйте результаты аналитики, постоянно и активно работайте с клиентами, чтобы получать вовремя обратную связь о продуктах и сервисах.

2. Главный элемент — данные и аналитика

При создании нового бизнеса с нуля основной залог его успешного развития — это сочетание данных, которые аккумулировал существующий бизнес, и продвинутых инструментов управления и аналитики, доступных для новой компании.

Когда среда уже сформирована, сложно спроектировать модель данных так, чтобы она обеспечивала аналогичный уровень аналитики. Использование разных систем, которые часто дублируют друг друга, потому что их появление — результат неорганического роста, ведет к отсутствию единого источника данных и единой модели данных.

3. Подход — особая культура и управление

Для нового бизнеса важны свобода действий и возможность быстро принимать решения. Однако не менее важна поддержка всего высшего руководства. Это помогает получать нужные ресурсы и устранять препятствия. Во главе нового бизнеса должен встать тот, кто пользуется доверием, имеет определенную степень влияния и умеет улаживать конфликты. Чаще всего это руководитель высшего звена с большим опытом работы.

Все должно быть сделано в срок и в рамках бюджета. Высокую скорость реализации обеспечивают кросс-функциональные команды со сквозной ответственностью за разработку, создание и тестирование функций или систем. Каждой команде нужен доступ к знаниям и опыту профильных экспертов по разным направлениям — бизнесу, дизайну, технологиям, аналитике данных.

Новый бизнес отличается от традиционной банковской отрасли не только стилем работы, больше похожим на стиль технологических гигантов или стартапов, но и ценностным предложением для сотрудников. Благодаря этому он успешно привлекает специалистов разного профиля. У созданного с нуля бизнеса свои клиенты и бизнес-модель, поэтому его культура прагматичнее, чем у внутренних центров инновационного развития.

4. Инструмент — современные технологии

Создаваемый с нуля бизнес должен иметь масштабируемую технологическую платформу с переменной базой затрат, которая 
— обеспечивает взаимодействие с клиентом в цифровом формате,
— обладает гибкостью в замене компонентов,
— позволяет удовлетворять потребности клиентов и бизнес-пользователей.

Подобные платформы, как правило, создаются за счет объединения отдельных сервисов, интегрируемых через интерфейсы прикладного программирования (API). Это облачные решения в формате «программное обеспечение как услуга» с возможностью масштабирования. Для консолидации процессов, инструментов и данных разрабатывается единый портал. Это позволяет специалистам из разных подразделений сотрудничать друг с другом.

Современная архитектура, объединяющая разные микросервисы, содержит внутренние барьеры безопасности, разделяющие ее компоненты и локализующие негативное воздействие в случае нарушения безопасности. Плюс в отличие от старых систем защиты новые технологические платформы не подвержены риску единственного уязвимого звена, то есть отказ одного компонента не приведет к уязвимости всей платформы.

Видео: РБК
Видео: РБК

С чего начать?

Сделайте ставку на удовлетворение тех потребностей клиентов, что еще не охвачены имеющимися у вас предложениями. Для этого проанализируйте клиентские данные, проведите опрос или соберите фокус-группы с привлечением клиентов. Обратите внимание на то, что уже предлагают ваши конкуренты.

Наращивайте инвестиции постепенно и при строгом соблюдении подхода «анализ — выводы — пилот». Следите за тем, насколько портфель инвестиций соответствует общей стратегии компании как с точки зрения роста, так и с точки зрения защиты от конкуренции со стороны цифровых игроков. Финансируйте только идеи, которые в будущем можно масштабировать и вывести на новый уровень.

Развивайте предложения, чтобы добиться эффекта «маховика роста». Для реализации важно выбрать одну или максимум две инициативы, которые действительно обладают потенциалом повышения доходности более чем на 10%. Инновационное развитие должно носить поступательный характер и может быть не связано с мгновенной окупаемостью инвестиций.

Отдавайте приоритет модульным и масштабируемым технологическим решениям. Используйте в том числе готовые решения внешних поставщиков. Например, облачные технологии помогают значительно сократить затраты на создание и время вывода на рынок нового продукта.

Работайте над оптимизацией основного бизнеса. Определите, какие из направлений деятельности не смогут, несмотря на текущую прибыльность, генерировать рост в будущем, и перераспределяйте ресурсы. Создание нового бизнеса с нуля подразумевает изначальное использование цифровых технологий и снижение операционных расходов.

Заручитесь поддержкой со стороны исполнительного руководства, представителей разных подразделений бизнеса и главных акционеров. Они должны будут согласовать бюджет на инвестиции и одобрить процесс поэтапного утверждения. Вам также понадобится их согласие предоставить свободу действий руководителю старшего звена, который будет отвечать за проект и управлять командой специалистов разного профиля.

Oliver Wyman
Время начать с чистого листа. Состояние отрасли финансовых услуг, 2019
Скачать pdf