РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Революция сверху: будет ли успешна реформа аптечной отрасли в России

Фармацевтика Статьи РБК
Новость о грядущих изменениях в фармретейле всколыхнула весь рынок объемом 1,25 трлн руб. Валентина Бучнева, глава бизнес-подразделения «Евразия» АО «Босналек», — о том, как законопроект повлияет на отрасль и потребителей
Фото:РБК
Фото: РБК

Российские законодатели с новой силой взялись за регуляцию фармретейла — из-под их пера вышел законопроект, который повлияет на всю отрасль. Подготовкой предложений занималась рабочая группа, в которую вошли представители всех думских фракций, Минздрава и Минпромторга, а вот участие игроков рынка было минимальным. Разберемся с каждой инициативой, включенной в законопроект по отдельности.

Борьба с монополией

Депутаты предлагают ограничить доли аптечных сетей (до 10% в пределах субъекта РФ и 3% от всего рынка фармпрепаратов в России) и дистрибьюторов (до 15% на уровне субъекта и 5% от рынка).

Стоит ли это делать

Аргументация законотворцев во многом опирается на тот факт, что на фармрынке нет норм по ограничению монополии, как, например, в продуктовом ретейле. Между тем сама формулировка о необходимости «демонополизации» не соответствует конъюнктуре: отдельные крупные сети занимают на рынке не более 5–6%, все признаки здоровой конкуренции налицо, и ограничение долей игроков может только ее ослабить.

По данным DSM Group, в 2018 году самый большой объем выручки в рознице пришелся на четырех игроков:

  • 5,6% — «Ригла»;
  • 5,3% — ГК «Эркафарм»;
  • 4,1% — аптечная сеть «36,6»;
  • 4% — «Имплозия».

Остальные 80% рынка делят между собой сотни других субъектов. Границу в 5% среди дистрибьюторов преодолели: «Протек» — 16%, «Катрен» — 15,5%, «Пульс» — 14,6%, «Фармкомплект» — 5,7%.

Вместе с тем в отдельно взятом регионе концентрация точек одной фармсети может превышать 20%. В этом случае действительно требуется вмешательство государства.

Борьба с ростом аптечных сетей

Депутаты предлагают ограничить маркетинговые сборы с производителей (аптечные сети рекомендуют покупателям препараты от производителей, с которыми у них заключены маркетинговые договоры. — «РБК Pro»).

Стоит ли это делать

На наш взгляд — фармпроизводителей, этот пункт законопроекта выглядит достаточно обоснованным. Маркетинговые сборы с производителей составляют значительную часть маржи аптек и способствуют их неоправданному росту.

Влияние на концентрацию аптек