Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 90₽ 30₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Лента новостей
PRO Все новости
Как собрать команду продвинутой аналитики: гибридный подход от Bain Big data, 23 мая, 17:14 Управляющий «Депо» Алексей Васильчук — о том, что не получилось в «Депо» Рестораны, 23 мая, 15:15 Забота Баффета: что не так с системой корпоративного здравоохранения Медицина, 23 мая, 13:58 Незаменимая шпаргалка: как правильно вести дела с чиновниками Строительство, 23 мая, 12:24 О чем думают женщины-гуру в сфере менеджмента: подборка самых ярких идей Менеджмент, 23 мая, 11:31 Госсектор стал главным арендатором офисов в «Москва-Сити» Недвижимость, 23 мая, 10:43 Как повысить эффективность кол-центров: аналитика от McKinsey IT, 23 мая, 10:06 Бегом в прошлое: как заработать на ностальгии по коммунизму — Bloomberg Потребительские товары, 23 мая, 09:01 Как бороться с утечками коммерческих тайн: самые свежие кейсы Право, 23 мая, 08:22 Клиенты Сбербанка смогут переводить наличные по СМС Финансы, 22 мая, 20:59 Брокерский счет можно будет пополнить через платежную систему ЦБ Финансы, 22 мая, 19:09 Кто на самом деле получит отсрочку применения онлайн-касс Финансы, 22 мая, 17:53 Клон, выйди вон: виртуальные блогеры в Instagram отбирают хлеб у реальных IT, 22 мая, 15:59 Как небольшой фирме застраховать себя от притеснений на складе Логистика, 22 мая, 15:44
 
0 
Владимир Хрыпун Курс на онлайн: как грамотно запустить корпоративное обучение сотрудников
Менеджмент HR
Вместо очных тренингов компании все чаще создают электронные курсы для обучения сотрудников. В чем преимущество такого подхода и как запустить онлайн-обучение в компании, рассказывает территориальный менеджер по России и СНГ iSpring Владимир Хрыпун

Ольга Лютоева ведет видеоблог о бизнесе. Она рассказывает, как открыть и вывести в прибыль свой ресторан. Только видят этот блог всего около 600 человек, и все они партнеры «Додо Пиццы». На самом деле Ольга — бизнес-тренер, а видео ей нужны для онлайн-курсов. Уже два года в компании дистанционно обучают бизнесменов, купивших франшизу.

В нашей стране объем рынка корпоративного онлайн-обучения, по данным Высшей школы экономики, уже превысил 3 млрд руб., а через четыре года может достигнуть 11,3 млрд руб. Дистанционно сотрудников обучают многие российские компании. Так, например, в MW-Light, занимающейся производством и поставкой декоративных светильников, при помощи цифровых технологий тренируют продавцов. На Новолипецком металлургическом комбинате дистанционно обучают мастеров производственных линий, а в Skyeng — учителей, преподающих английский. Какую пользу компаниям приносит онлайн-обучение?

Чем полезно онлайн-обучение

Онлайн-обучение проникает в отрасли, которые раньше его не использовали: ретейл, производство, франчайзинг, транспорт, логистика. По опыту клиентов iSpring, дистанционный формат дает бизнесу ряд преимуществ.

1. Можно обучать сотни сотрудников по единому стандарту и быстро масштабироваться. «Додо Пицца», к примеру, запустила онлайн-обучение, когда из-за роста числа ресторанов учебный центр не справлялся с потоком новых сотрудников. «Теперь мы дистанционно обучаем всю Россию, партнеров из Центральной и Восточной Германии, а также из Англии. Приезжать на курсы в Сыктывкар теперь необязательно», — рассказывает Ольга Лютоева.

2. Онлайн-обучение сокращает расходы на развитие команды — не нужно оплачивать билеты на самолет, командировочные и гостиницу тренерам. В MW-Light сократили стоимость обучения сотрудников в четыре раза, с 12 млн до 3 млн руб. в год. Вместо очных тренингов по продуктам и навыкам продаж в компании стали создавать электронные курсы, которые менеджеры проходят в свободное время с планшета или смартфона. «Продавцы теперь учатся по дороге домой или во время обеда. Вовлеченность в обучение стала выше, пропала отговорка «мне неудобно», — рассказывает руководитель дистанционного обучения MW-Light Лана Виноградова.

3. Можно оперативно проверить уровень подготовки команды из каждого филиала, достаточно собрать электронный тест. Чтобы просканировать знания 600 торговых представителей в 60 городах России, компания Johnson & Johnson тратит два дня. Раньше на это уходило два месяца. Благодаря сводной статистике в Johnson & Johnson видят лучших сотрудников.

С чего начать автоматизацию обучения

Компании приходят к онлайн-обучению разными путями. К примеру, в «Додо Пицце» начали с вебинаров. Когда число студентов перевалило за сотню в одном потоке, бизнес-тренеры стали тратить в неделю шесть часов на лекции и по 12 часов на проверку домашнего задания. Учебный центр оказался загружен под завязку. От идеи пришлось отказаться.

В Skyeng об автоматизации задумались в 2016 году, когда кратно увеличилось число клиентов. Понадобилось 120 учителей, которые могли бы преподавать английский онлайн. Новичков обучали просто: отправляли по почте ссылки на видеоуроки и полезные статьи. Сложность была в том, что такой подход не давал контроля. Сколько сотрудников до конца прочитали материалы, что запомнили — данных не было. Приходилось созваниваться и устно экзаменовать каждого. Это долго и неэффективно.

Чтобы автоматизировать развитие сотрудников и ускорить рост бизнеса, компании используют систему дистанционного обучения (СДО) и конструктор электронных курсов. Система дистанционного обучения — это виртуальный класс, в котором сотрудникам назначают материалы и в режиме реального времени отслеживают успеваемость. При этом неважно, где находятся сотрудники — дома, на работе или командировке, они могут зайти на учебный портал в любом месте, нужен лишь доступ в интернет.

В конструкторе создают контент: курсы, видеоуроки, тесты. Чтобы начать в нем работу, не нужно разбираться в программировании и писать код. Есть конструкторы, которые встраиваются в популярные программы, например PowerPoint. И создать курс сможет даже бизнес-тренер из простой презентации.

Как показывает клиентский опыт, на старте большинство компаний просто загружает в СДО служебные инструкции, регламенты, каталоги продукции и назначает сотрудникам тестирование. Так, например, сделали в MW-Light. Как рассказывает Лана Виноградова, только спустя месяц в компании начали выпускать электронные курсы и формировать базу знаний для менеджеров.

Какие электронные курсы создавать

Форматов и технологий в дистанционном обучении много: диалоговые тренажеры, симуляторы, видеоуроки, электронные курсы. Выбирать нужно, отталкиваясь от задач компании. Например, в ретейле и банковской сфере часто используют тренажеры. Они помогают менеджерам запомнить скрипт и научиться грамотно отвечать на вопросы.

В основе каждого диалога — конкретный бизнес-кейс из реальной практики. Сотрудник должен правильно презентовать продукт или успокоить недовольного покупателя. Если он ошибается, тренажер подсказывает правильный ответ.

Для обучения корпоративному ПО используют видеоуроки и симуляторы. Симуляторы — курсы, которые полностью копируют интерфейс компьютерной программы. Пользователь тренируется без риска допустить ошибку. К примеру, в компании Mobis Parts, занимающейся поставками автозапчастей, через симуляторы новичков учат работать в crm-системе. Электронный курс Mobis Parts полностью копирует интерфейс сrm-системы.

Электронные курсы используют, когда нужно рассказать о новом продукте, повторить технику безопасности или научить чему-то новому. Например, на Новолипецком металлургическом комбинате через курсы новичкам рассказывают, как работать с пылегазоулавливающими установками, которые очищают от грязных веществ выбросы в атмосферу. А в «Додо Пицце» через курсы учат управлять ресторанами.

Еще одна технология, которая пробилась на рынок, — виртуальная реальность (VR). Она позволяет сотруднику погрузиться в рабочую ситуацию и отработать любой навык. В KFC так учат стажеров готовить, а в Walmart — быстро обслуживать клиентов в «черную пятницу». Но такой формат подойдет не всем. Если электронный курс можно собрать самому, то виртуальный тренажер придется заказывать. Цена начинается от 10 млн руб., и потолка нет.

Перспективы рынка

Чему можно научить дистанционно? Тематика становится все шире: к примеру, кроме программ повышения квалификации и личной эффективности работодатели все чаще предлагают сотрудникам курсы для расширения кругозора: скажем, «Альфа-Капитал» проводил для менеджеров курсы по истории искусств и виноделию. А в Tele2 сотрудникам рассказывают, как по чертам лица определить тип человека.

Разумеется, пока онлайн-обучение закрывает не все запросы. Например, дистанционно сложно освоить плавание, хирургию или программирование. Но рынок образовательных технологий быстро увеличивается: согласно исследованию Global Market Insights Inc., в ближайшие пять лет его российский сегмент будет расти минимум на 20% в год, появятся новые инструменты, которые помогут бизнесу закрывать еще больше задач по обучению.

Пожалуйста, представьтесь, чтобы получить бесплатный доступ