Андрей Грачев

«Налог на Google» для юрлиц: неожиданная ловушка для бизнеса

Финансы и бухгалтерия Право Интернет-торговля Статьи Eversheds Sutherland
Скоро закончится декларационная кампания по НДС первого квартала 2019 года, и бизнес оценит результаты введения «налога на Google для юридических лиц». Руководитель налоговой практики Eversheds Sutherland Андрей Грачев — о ситуации вокруг этого налога
Фото: Mitchell Luo / Unsplash
Фото: Mitchell Luo / Unsplash

Новые правила

Налоговое законодательство в России идет навстречу цифровой экономике, и иногда эта тенденция работает на пользу бюджету. Казна выиграла, например, от введения «налога на Google». С 2017 года иностранные компании обязаны регистрироваться и уплачивать налоги в России при оказании услуг физическим лицам, поскольку эти услуги (доступ к ПО и базам данных, e-mail хостинг, услуги маркетплейсов, облачное хранение) потребляются здесь. До 2017 года какой-либо механизм взимания налогов отсутствовал.

Но зимой 2017 года Государственная дума РФ приняла поправки, устанавливающие регистрацию и уплату налогов иностранными поставщиками за оказание электронных услуг не только населению России, но и всем юридическим лицам, или «налог на Google для юридических лиц». Эти поправки вступили в силу 1 января 2019 года. Распространение «налога на Google» на упорядоченный рынок юридических лиц не даст прямых выгод ни бюджету, ни российским организациям, существенно усложнив налоговое администрирование.

Почему иностранный бизнес сомневается в необходимости регистрации

Не все иностранные поставщики интернет-контента согласны исполнять российские правила налогообложения.

В международной практике для уплаты НДС на услуги иностранных поставщиков, не присутствующих в стране потребителей, используется механизм налогового агента. Все формальности по декларированию и уплате налога исполняет покупатель, которому хорошо известны налоговое законодательство и реалии своей страны. Считается, что было бы неразумно передавать такие функции самому поставщику: слишком высоки издержки подачи отчетности, верного исчисления налога, уплаты со счетов в иностранных банках.

Очевидных причин для применения в России отличного от указанного порядка нет, поэтому между российскими налоговыми органами и иностранными ИТ-провайдерами появилось непонимание.

К тому же на этот раз иностранные компании не уведомили об изменениях, поэтому бизнес в основном узнавал о них от российских налогоплательщиков. Множество вопросов вызывает отсутствие декларации для отчетности по юридическим лицам: непонятно, насколько применима версия, которую иностранные компании сейчас используют в работе с физическими лицами.

Крупные международные корпорации при поставке внутригрупповых электронных услуг своим дочерним структурам выглядят вдвойне смущенными. В отличие от специализированных ИТ-провайдеров они никогда не поставляли электронный продукт на внешний рынок и просто не содержат в своем составе специалистов, которые занимались бы правилами «налога на Google» в разных странах. При этом многие из них используют удаленный доступ к программам, базам данных и внутренним интернет-порталам. Для таких компаний налоговая инициатива России в корне меняет существующие бизнес-процессы.

До 25 апреля ФНС России планирует выпустить письмо с ответами на вопросы, которые возникли у иностранных компаний. Возможно, ФНС введет для налога переходный период: если иностранный поставщик не уплатил НДС, в том числе по причине того, что не зарегистрировался, но налог уплатила российская организация-покупатель как налоговый агент, бюджет ни к кому претензий иметь не будет.

Какие сложности в связи с этим испытывают российские организации-покупатели

С введением «налога на Google для юридических лиц» российский бизнес попал в полную зависимость от иностранного, хотя этого наверняка никто не планировал.

Покупатель, чтобы уменьшить свое налоговое бремя, может получить вычет на НДС, который уплатил продавец. С 1 января 2019 года российские организации — покупатели электронных услуг вправе применять налоговые вычеты только на основе данных и документов иностранных поставщиков. Теперь без корректно оформленных документов и регистрации иностранной компании российская организация-покупатель не получит налогового вычета и электронные услуги обойдутся ей на 20% дороже.

Дочерним структурам международных корпораций в России особенно сложно работать с новым механизмом. Их материнские компании плохо понимают новые правила, поэтому многие ежедневные бизнес-процессы оказались затруднены.

Некоторые иностранные структуры активно стремятся перенести бремя всех административных действий на российских «дочек». В результате происходит сублимация прежнего механизма — несмотря на навязанные иностранцам правила, их фактическую реализацию продолжают осуществлять российские налогоплательщики, только в существенно усложненном административном порядке.

Как «налог на Google» становится налогом на все

Однажды зарегистрированный для налоговых целей в РФ иностранный поставщик становится обязанным платить НДС за все услуги, которые оказывает. Это еще одна проблема применения действующих правил.

На практике получается, что поставщик ИТ-продуктов, также поставляющий консультационные или иные услуги, после регистрации обязан платить НДС и отчитываться в России за все услуги — при этом никакой отчетности и документов для уплаты налога по иным, неэлектронным услугам не утверждено.

Такую административную, а вслед за ней и финансовую нагрузку готовы принимать на себя далеко не все, что опять же тормозит многие бизнес-процессы и замедляет развитие иностранного бизнеса в России.

Что дальше?

Возникшую проблему можно решить, внеся изменения в Налоговый кодекс РФ, настроив предлагаемый механизм и отказавшись от избыточных административных процедур как минимум в отношении внутригрупповых поставок электронных услуг у международных корпораций и неэлектронных услуг.

До тех пор пока такие изменения не примут, компании могут...

Если ваши иностранные поставщики электронных услуг еще не зарегистрировались:

  • готовиться заплатить налог в первом квартале через механизм налогового агента, основываясь на ожидаемых до 25 апреля разъяснениях ФНС России;
  • проанализировать свои договорные отношения по расходным операциям с иностранными поставщиками: определить, где точно присутствуют электронные услуги (как самостоятельные или как элемент иных услуг);
  • определить число внутренних и внешних поставщиков по группе компаний, чтобы оптимизировать количество цепочек поставок; чем больше цепочек поставок, тем выше административная нагрузка;
  • там, где это обоснованно, разделить цепочки поставки электронных и неэлектронных услуг внутренними поставщиками, чтобы применять «налог на Google» в первую очередь к электронным услугам;
  • в связи с изменением плательщика налога внести в договоры необходимые изменения;
  • следить за информационным полем, ожидать законодательных изменений ко второму кварталу 2019 года, составить план необходимой регистрации иностранных поставщиков и готовиться его реализовать.

Если ваши иностранные поставщики электронных услуг уже зарегистрировались:

  • проверить, корректно ли поставщики ознакомлены с перечнем операций, по которым необходимо уплатить «налог на Google», и подать декларацию;
  • убедиться, что иностранный поставщик правильно составил документы для налоговых вычетов, а сам он указан в реестре на сайте nalog.ru;
  • готовиться через механизм налогового агента заплатить налог по неэлектронным услугам иностранного поставщика в первом квартале, основываясь на ожидаемых до 25 апреля разъяснениях ФНС России;
  • оценить, необходима ли вам оптимизация цепочек поставок и может ли понадобиться разделение цепочек поставок внутренними поставщиками электронных и неэлектронных услуг;
  • следить за информационным полем и ожидать законодательных изменений ко второму кварталу 2019 года.