Материал раздела Основной
«РБК Pro» продолжает цикл публикаций, посвященных семейному бизнесу в России. Они основаны на исследовании Ward Howell Talent Equity Institute и Центра семейного бизнеса им. семьи Вендель (Wendel International Centre for Family Enterprise) бизнес-школы INSEAD.
Кого изучали
Исследователи изучили 42 семейные компании со всей России. Для целей исследования «семейной» считалась компания, в которой работают по крайней мере двое представителей разных поколений одной семьи, либо компания, которая управляется представителями второго или третьего поколений. Компании, которые были основаны супругами или братьями/сестрами, но не вовлекают в управление детей, в выборку не попадали.
Передача собственности отличается от передачи управления. Можно быть эффективным собственником, не занимаясь управлением непосредственно. Во многих крупных зарубежных семейных бизнесах даже существует правило, согласно которому представители следующих поколений не имеют права занимать исполнительные должности в семейном бизнесе, однако их с детства учат быть эффективными собственниками. В России в этих вопросах много неясного.
Первая часть. Родная кровь: что мешает семейному бизнесу в России
Вторая часть. Фамильная гордость: что помогает семейному бизнесу стать сильнее
Из 42 изученных семейных компаний второму поколению управление передано только в семи. В среднем процесс передачи управления от момента принятия решения «я ухожу» до полного отхода от операционной деятельности занял три—пять лет.
Почему собственники не передают управление?