Материал раздела Основной

Фамильная гордость: что помогает семейному бизнесу стать сильнее

Российские семейные компании редко используют преимущества, которые дает им их «семейный» статус. Они либо не подозревают о них, либо, наоборот, считают препятствиями

«РБК Pro» продолжает цикл публикаций, посвященных семейному бизнесу в России, основанных на исследовании Ward Howell Talent Equity Institute и Центра семейного бизнеса им. семьи Вендель (Wendel International Centre for Family Enterprise) бизнес-школы INSEAD.

Кого изучали

Исследователи изучили 42 семейные компании по всей России. Для целей исследования семейной считалась компания, в которой работают по крайней мере двое представителей разных поколений одной семьи, либо компания, которая управляется представителями второго или третьего поколений. Компании, которые были основаны супругами или братьями/сестрами, но не вовлекают в управление детей, в выборку не попадали.

Первая часть исследования: что мешает семейному бизнесу в России

Основные нематериальные активы, которые есть у семейного бизнеса, — это имя компании, ее история, ценности и связи — матримониальные, деловые и политические. Конечно, все эти активы есть и у компаний другого типа, но важно, что именно за ними стоит и как ими распоряжаются.

Потребители доверяют фамилиям

Актив «имя компании» отвечает за репутацию бизнеса. Его развитие позволяет повысить доверие к компании, объединить сотрудников, наладить долгосрочные отношения с клиентами и поставщиками, упростить передачу бизнеса следующим поколениям. В мире многие семейные бизнесы носят фамилию их основателей — Ford, Merck, Toyota, Cadbury, Estee Lauder, Cargill, Roche.

Исследование с участием 1,8 млн европейских компаний показало, что компании, названные по фамилии или имени основателя, превосходят остальные по некоторым финансовым показателям, например рентабельность их активов выше на 3% (исследование опубликовано в American Economic Review в 2017 году). Исследования также показывают, что потребители больше доверяют брендам-фамилиям, так как считают, что их собственники несут персональную ответственность за качество продукции.