РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Сергей Веремеев

Магазины без упаковки: есть ли у этой бизнес-модели шансы в России

Ретейл Маркетинг Статьи РБК
На Западе давно и успешно работают так называемые магазины без упаковки. Товары в них стоят на 40% дешевле, чем в традиционных точках. В России подобные форматы пока единичны и не могут конкурировать с сетями, но предпосылки для изменений уже есть

Концепция по сокращению отходов zero waste (в переводе с англ. «ноль отходов») зародилась в США еще в прошлом веке в рамках идеи антипотребления. Однако сегодня она стремительно набирает популярность в Европе, имеет своих авторитетов и последователей. Частью этой концепции стало появление магазинов с товарами без упаковки.

Приверженцы концепции покупают продукты и товары общего пользования в магазинах, где не используется упаковка, и стремятся добиться сокращения объемов производства ненужных вещей: одежду приобретают в секонд-хендах, мебель — на популярных сайтах с рук.

Кроме того, эконаправление поощряет отказ от синтетических косметических и лекарственных средств в пользу натуральных. Идеолог концепции американка Беа Джонсон вывела пять правил zero waste: Refuse, Reduce, Reuse, Recycle and Rot (в переводе с англ. «отказ, сокращение, повторное использование, переработка и компостирование»). Их суть заключается в том, что людям стоит отказаться от ненужных вещей, сократить до минимума количество нужных и использовать повторно все что можно. Остальное — переработать или в крайнем случае компостировать.

На Западе уже существуют магазины, которые не используют упаковку:

  • Day by Day — во Франции,
  • Original Unverpackt — в Германии,
  • Unpackaged — в Великобритании.

В этих магазинах нет ни пластиковых, ни бумажных пакетов и упаковок, за счет чего товары стоят на 40% дешевле. Кроме того, вы не переплачиваете за излишек продукции, а берете столько, сколько необходимо, все продается на развес.

Покупатели приходят в такие магазины со своей тарой — стеклянными банками для круп, холщевыми сумками, специальными мешочками для отдельных продуктов (прекрасная замена маленьким целлофановым пакетикам). Это позволяет сократить количество пищевых отходов, которых в России, например, ежегодно образуется более 21 млн т. Из них, кстати, перерабатывается всего 10%, небольшая часть сжигается, а бóльшая едет на мусорную свалку.

Для сравнения, в Германии за год образуется 412 млн т мусора (промышленный и бытовой). Вторичную обработку проходит почти две трети этого объема. После около 45 млн т мусора сжигается на специальных заводах. Газовые турбины этих предприятий вырабатывают электроэнергию, образовавшиеся после утилизации газы используются также для отопления.

Больших успехов в переработке и вторичном использовании мусора добились в Швеции. На свалку там отправляется не более 7% бытовых отходов.

Zero waste в России

В нашей стране о движении zero waste почти никто ничего не знает. В крупных городах работают единичные магазины:

  • ZeroWasteShop в Москве,
  • «Магазин без упаковки» в Петрозаводске,
  • «Пакета нет» в Тюмени,
  • «Развесная лавка» в городе Бийск.

И не более того. На мой взгляд, на это есть две основные причины.

1. Огромная территория России

Надо признать, что сегодня все основные тренды идут с Запада. Именно там раньше всего началась эпоха потребления и жители первыми столкнулись с ее последствиями. Огромные свалки не только стали занимать слишком много места, но и превратились в очаг распространения многочисленных заболеваний.

В Великобритании проводились исследования, которые показали, что у людей, проживающих на расстоянии менее 2 км от мусорных полигонов, риск врожденных дефектов растет на 1%, а у тех, кто живет рядом с полигонами для захоронения опасных отходов, — на 7%. Если учесть, что в Соединенном Королевстве на таком расстоянии от свалок проживает 80% населения, то страдают почти все!

Кроме того, как сообщается в докладе Межправительственной группы экспертов по изменению климата (Intergovernmental Panel on Climate Change, IPCC), мусорные полигоны служат источниками метана — одного из парниковых газов, оказывающих влияние на глобальное потепление.


Поэтому нет ничего удивительного, что общество задумалось над тем, как скорректировать ситуацию. Кстати, основоположник концепции zero waste — британец Робин Мюррей. В своей книге «Цель — zero waste» он настаивает на двух глобальных изменениях:
— пересесть с автомобилей на общественный транспорт;
— увеличить срок службы вещей.

В России вопрос сокращения количества отходов до последнего времени стоял не так остро — во многом благодаря большим территориям, которые позволяют множить мусорные полигоны. Однако и наша страна уже столкнулась с проблемой переизбытка мусора: особенно от него страдают в крупных регионах. Думаю, постепенно тренд zero waste придет и в Россию.

2. Психология россиян

Другая причина, по которой в России пока еще мало магазинов, продающих товары без упаковки, по моему мнению, кроется в психологии и ментальности русского человека. Не случайно придумали поговорку: «Гром не грянет — мужик не перекрестится». Мы привыкли решать уже назревшие проблемы, а не принимать превентивные меры. Таков наш менталитет.

В этом смысле западное общество более осознанное: оно несет ответственность за собственную жизнь, не перекладывая на государство и окружающих. Тем не менее я полон оптимизма и уверен, что со временем и в России начнут стремиться к безотходному образу жизни.

Экономическая модель магазинов без упаковки

Нужно понимать, что в США zero waste не новый рынок товаров и услуг. Для российской же экономики это пример продуктовой бизнес-идеи, соответствующей критериям «Стратегии голубого океана»: стимулирование спроса на нише, свободной от конкурентов. То есть новый рынок, новый вид социальной деятельности, на который уже имеется спрос.

Пока говорить об экономике магазинов zero waste в России довольно трудно. Основная сложность уже существующих магазинов состоит в том, что они не могут конкурировать с крупными сетевыми супермаркетами в объемах закупок продуктов и товаров, и в результате цены несколько выше.

Тем не менее решение этого вопроса найдено: на рынок магазинов «ноль отходов» вышли малоизвестные бренды. Многим из них даже удалось установить на ряд продуктов цены ниже рыночных за счет экономии на стоимости упаковки.
В итоге предприниматели довольно быстро окупили вложения и вышли на небольшой доход.

С другой стороны, если обратить на данные Национального органического союза об объеме российского рынка органической продукции за период с 2010 по 2016 год (новых данных в открытых источниках нет), то можно отметить его рост более чем в 2,5 раза, с $62 млн до $160 млн. Мировой рынок органических продуктов за это время вырос более чем в пять раз, по данным Национального органического союза, с $18 млрд до $90 млрд. Grand View Research прогнозирует, что до 2020-го рынок продолжит расти 15–16% в год, в 2020–2022-м его объем достигнет $212 млрд.

По данным Союза органического земледелия в России, 21% населения страны хорошо знает, что такое экологически чистые продукты, и стремится покупать именно их.

Увеличение спроса на экологически чистые продукты, развитие фермерских рынков и выбор в пользу натуральной косметики отражают повышение интереса населения к своему здоровью. Такая общественная тенденция позволяет уверено говорить о дальнейшем распространении концепции «нулевых отходов» и открытии новых магазинов zero waste.

Думаю, со временем, когда в России будет развиваться инфраструктура для магазинов «ноль отходов», появятся производство специальных контейнеров для хранения, база поставщиков и партнеров. Тогда чистая прибыль существенно вырастет. Тем более что я вижу потенциал в росте популярности теории безотходного образа жизни ввиду экономической целесообразности. На Западе он позволяет населению снизить расходы вплоть до 40%.