РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Как облегчить российской парфюмерии и косметике выход на мировые рынки

Ретейл Косметика ВЭД Статьи РБК
Кто покупатель российской парфюмерии и косметики, какие товары востребованы за рубежом, а направления развития актуальны, каковы нюансы выхода на привлекательные экспортные рынки — изучила компания SBS Consulting
Фото:Dario Pignatelli / Bloomberg
Фото: Dario Pignatelli / Bloomberg

Как формировалась парфюмерно-косметическая промышленность в России

Ранее государственная политика в парфюмерно-косметической отрасли России была прописана в документах развития химического комплекса и носила общий характер. Государство задавало лишь требования в части технического и таможенного регулирования отрасли.

Во многом развитие отрасли определялось действиями отдельных крупных игроков, которые завоевали устойчивые позиции на внутреннем рынке и успешно вышли на внешние, реализуя корпоративные стратегии и планы. При этом свой вклад внес и активно развивающийся сектор малых компаний с инновационными и нишевыми продуктами.

Перед Минпромторгом встала задача повысить конкурентоспособность российской парфюмерно-косметической промышленности. Для ее выполнения ведомству потребовалось сформулировать общее видение развития отрасли, стратегических целей и показателей в долгосрочной перспективе и определить необходимые механизмы государственной поддержки. С этой целью была разработана стратегия развития парфюмерно-косметической промышленности в России до 2030 года и план ее реализации на 2018–2030-й. В подготовке этой стратегии участвовали Российская парфюмерно-косметическая ассоциация, ведущие российские представители парфюмерно-косметической отрасли и консалтинговая компания SBS Consulting.

Как разрабатывалась стратегия развития парфюмерно-косметической промышленности в России

Первый этап: анализ развития отрасли в мире

С одной стороны, было проанализировано развитие отрасли в мире и в отдельных странах-лидерах. Аналитики выяснили, какую роль играют в этом власти отдельных стран и в чем секрет успеха местных производителей.

Аналитики изучили:

— опыт стран Западной Европы, исторически лидирующих в косметической индустрии (Франция, Италия);

— опыт Польши, показавшей стремительный скачок в развитии за последние десятилетия;

— опыт Азии: для аналитиков представляло интерес динамичное развитие отрасли в этом регионе, в частности активный выход на мировой рынок Южной Кореи. В 2012–2018 годах южнокорейские производители увеличили объем экспорта более чем в пять раз.

Второй этап: оценка экспортного потенциала российской парфюмерии и косметики

С другой стороны, при оценке экспортного потенциала российской парфюмерии и косметики аналитики искали ответы на вопросы:

  • кто покупатель,
  • какой продукт востребован за рубежом,
  • какие сегменты и направления стоит развивать,
  • каковы наиболее перспективные каналы продвижения и сбыта продукции,
  • каковы особенности выхода на привлекательные для России экспортные рынки.

Как власти поддерживают производителей парфюмерии и косметики: зарубежный опыт