РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

Боты против Amazon: как стартап автоматизировал работу склада

Недвижимость Склады IT Логистика Статьи Bloomberg
Покупатели быстро привыкли к бесплатной и срочной доставке их онлайн-покупок. Стартап Berkshire Grey разработал роботизированную систему, которая помогает ретейлерам быстро подстроиться под запросы потребителей и сократить затраты на складской персонал
Фото: Tony Luong for Bloomberg Businessweek
Фото: Tony Luong for Bloomberg Businessweek

В огромном помещении где-то в США четырехколесная тележка размером с микроволновую печь сама подъезжает к роботизированной руке и резко останавливается. Рука поворачивается, опускается в установленную на тележке пластиковую корзину и со свистящим звуком извлекает оттуда коробку с надписью «Hamburger Helper». Затем рука бросает набор для приготовления спагетти с соусом в картонную коробку для доставки, а другая роботизированная тележка увозит упакованные товары прочь.

Вся эта система была строго охраняемым секретом. Но бостонский стартап Berkshire Grey позволил журналисту Bloomberg Businessweek украдкой взглянуть на десятки машин, носящихся по просторному складу.

Berkshire Grey построил роботизированную систему для одного из крупных ретейлеров. Стартап, основанный в 2013 году, берет сотни миллионов долларов за своих роботов, которые помогают ретейлерам конкурировать с беспощадно эффективным лидером онлайн-торговли Amazon. «Компания Джеффа Безоса быстро приучила покупателей говорить: я хочу именно то, что хочу. И я хочу это прямо сейчас. Ах, да, и конечно же, я рассчитываю на бесплатную доставку», — констатирует генеральный директор Berkshire Grey Том Вагнер.

У других ретейлеров, таких как Walmart, Target и Best Buy, просто не оставалось выбора — им тоже пришлось искать покупателей в онлайне. В последнюю «черную пятницу» (день распродаж, который приходится на пятницу, следующую за Днем благодарения. — «РБК Pro») выручка от покупок в онлайне выросла на 24% по сравнению с прошлым годом. По данным Adobe Analytics и ShopperTrak, которые отслеживают посещаемость онлайн-магазинов и физических точек продаж, посещаемость последних снизилась на 2%. Киберпонедельник 2018 года, как говорят в Amazon, принес компании больше всего продаж за всю историю ее существования.

Вагнер, бывший директор по технологиям в компании iRobot, в частности выпускавшей роботы-пылесосы, впервые задумался о создании Berkshire Grey в 2012 году после посещения центра дистрибуции одного из ретейлеров.

Amazon уже тогда заплатил $775 млн компании Kiva Systems — производителю роботов, которые перемещают товары по складу. Но другие ретейлеры как будто бы еще не осознали, что роботы — это серьезное конкурентное преимущество на суровом рынке онлайн-торговли, где потребители требуют доставить товар немедленно.

«Работа с товарами на складах требует огромных трудозатрат, — говорит Вагнер, — и люди не особо стремятся ее выполнять».

Фото:Tony Luong for Bloomberg Businessweek
Фото: Tony Luong for Bloomberg Businessweek

Это очень сдержанное высказывание. Работа на складе настолько выматывающая, а зарплаты настолько низкие, что даже в век автоматизации компании с трудом находят сотрудников. При этом те же компании постоянно подвергаются критике за низкие зарплаты и небезопасные, эксплуататорские условия труда. В «черную пятницу» работники Amazon в Германии, Испании и Италии устроили забастовку из-за невыносимых условий.

Вагнер говорит, что систему Berkshire Grey нельзя сравнивать с роботами-помощниками Amazon. В его компании роботы используются, для того чтобы брать с полок, упаковывать и перемещать большинство товаров без вмешательства человека. Маленькие роботы, которых называют флексботами, работают по принципу крошечных беспилотных автомобилей — они подъезжают к полкам и заталкивают на свои платформы пластиковые корзины, наполненные товарами.

Amazon и другие ретейлеры все еще задействуют человеческий труд, чтобы брать и перекладывать товар. Все потому, что воспроизвести подобие человеческой руки, которая может с легкостью взять и лампочку, и упаковку батареек, — одна из сложнейших задач в робототехнике.

Главным прорывом здесь стали чашечные вакуумные присоски, говорит Мэт Мейсон, главный научный специалист Berkshire Grey и профессор в области вычислительной техники в Университете Карнеги — Меллон.

Мейсон и сотрудники Berkshire Grey, которые работают в штаб-квартире в Лексингтоне, штат Массачусетс, и в научно-исследовательской лаборатории в Питтсбурге, спроектировали специальную систему, в которой используются камеры, подключенные к программному обеспечению на основе искусственного интеллекта. Камеры сканируют и распознают товар, проверяют, находится ли он в очереди на доставку, и определяют, откуда забрать этот товар. Программа направляет роботизированную руку с гибким наконечником и активирует воздушный компрессор, чтобы, создав вакуум, поднять товар с тележки флексбота и положить его в коробку для доставки (на видео можно посмотреть, как в действительности выглядит процесс упаковки и перемещения товаров).

В Berkshire Grey рассказывают, что они сотрудничают с несколькими крупными ретейлерами и компаниями, специализирующимися на доставке. Их клиенты сократили затраты на оплату труда складских рабочих на 80%. Для того чтобы переносить хрупкие товары или коробки весом более 2,5 кг, по-прежнему нужно привлекать людей, признается Вагнер. Но он добавляет, что компания может разработать системы, которые позволят перемещать и более тяжелые объекты.

Вагнеру едва ли удастся все время оставаться впереди гонки по роботизации ретейла. В мае 2018 года американская сеть супермаркетов Kroger за $248 млн выкупила долю в компании Ocado, разрабатывающей полностью автоматизированные склады. В октябре прошлого года издание The Information сообщило, что Amazon разрабатывает собственных роботов, которые смогут хватать товары с помощью циркулирующего воздуха. Но Вагнеру не обязательно конкурировать с Amazon, ведь большинство ретейлеров пока плетутся в самом хвосте этой гонки технологий.

Материал Bloomberg Businessweek