РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

5G-манифест McKinsey: 5 принципов перехода на новый уровень связи

Телеком IT Статьи McKinsey
Операторы связи готовятся к переходу на 5G, разрабатывая технологическую основу и продумывая пилотные стратегии, но их коммерческие планы туманны. Эксперты McKinsey вывели пять принципов перехода на 5G и подготовки к нему
Фото:Simon Dawson / Bloomberg
Фото: Simon Dawson / Bloomberg

Стандарт мобильной связи пятого поколения (5G, fifth generation) — это новый этап развития технологий, который призван расширить возможности доступа в интернет через сети радиодоступа.

1. Позвольте CEO руководить стратегией 5G

Переход на 5G обещает сверхскорость, минимальное время задержки и возможность одновременно работать с большими объемами данных. Однако ставки очень высоки: установка 5G требует крупных вложений уже сегодня, а будущие привилегии пока не очевидны. Операторы должны построить новую дорогостоящую инфраструктуру, которую скорее всего не получится окупить за счет массового рынка, как это было в случае с предыдущим поколением технологий. Связь 5G скорее будет интересна принципиально новым бизнес-кейсам, от интернета вещей до беспроводных точек доступа FWA, но никаких гарантий нет. Поэтому при разработке 5G-стратегии CEO должен понимать, что это не очередной «апгрейд» связи, которым, как и прежде, во многом мог бы руководить технический директор (CTO). Одни операторы захотят быть лидерами связи на национальном или региональном рынке, другие предпочтут сосредоточиться на более узкой нише — конкретном городе, отрасли или сегменте. Выбор каждого оператора во многом будет обусловлен существующей клиентской базой, инвестиционными возможностями и амбициями.

2. Думайте не только о сети радиодоступа

Сеть радиодоступа (radio access network, RAN) — важная часть мобильной связи. Многие операторы планируют обновить RAN к 2025 году, чтобы расширить покрытие мобильной сети — обеспечить бесперебойную связь внутри помещений, если внешние сигналы не проходят, или увеличить ее мощность, если поток данных очень большой. Дизайн, доступ к инфраструктуре и сроки внедрения — все это сказывается на прибыльности сети. Однако сеть нового поколения требует инвестиций и в другие элементы архитектуры 5G — опорную сеть, транспортную сеть, системы операционной и бизнес-поддержки (OSS/BSS).

3. Ищите конкретные возможности экономии

Многие операторы считают переход на 5G дорогим удовольствием, но, по мере того как существующая инфраструктура перестанет справляться с растущим трафиком, им придется строить дополнительные базовые станции, использовать намного более сложные антенные системы. Однако, приступая к разработке 5G-стратегии, многие операторы забывают, что на самом деле им не нужен национальный охват, как первым поколениям мобильной связи, и можно занять более узкую нишу.

Операторы также могут сэкономить на инвестициях в инфраструктуру, если не будут строить, а решат:
— уплотнить сеть, построив небольшие станции и установив их на фонарных столбах, светофорах; 
— оптимизировать покрытие на основе данных о пользовании услугами, установив, кто и сколько трафика использует; 
— модернизировать существующую инфраструктуру, чтобы увеличить охват; 
— использовать сетевую инфраструктуру совместно с другими операторами связи или городскими и муниципальными службами, заинтересованными во внедрении 5G для общественных служб (скорая помощь, пожарная служба).

4. Учитесь сотрудничать

Некоторые компании торопятся реализовать свои стратегии, игнорируя тех стейкхолдеров, с кем им неизбежно придется сотрудничать в будущем. Технологии невозможно построить в вакууме. Например, операторам всегда нужно было развивать отношения с поставщиками оборудования (вендорами), чтобы не отставать от отраслевых стандартов. Но в случае с 5G от отношений с вендорами зависит еще больше, потому что выбор технологий намного шире и спектр связи не ограничивается одной технологией. Операторам 5G следует работать с множеством продавцов, в том числе со стартапами, а также сделать ставку на b2b-сектор, потому что корпоративные клиенты захотят поэкспериментировать с возможностями новой связи.

Кроме того, чтобы иметь доступ к инфраструктуре и разделять затраты на разработку моделей использования 5G, операторам понадобится сотрудничать с поставщиками оборудования, конкурентами и регуляторами. Например, им следует тесно работать с местными властями, которые определяют правила доступа к городской инфраструктуре, в том числе возможность предоставления доступа нескольким сетям к уличным конструкциям или общественным «горячим точкам».

Фото: Stefan Wermuth / Bloomberg
Фото: Stefan Wermuth / Bloomberg

5. Готовьтесь к решению трудных операционных задач

Заботясь о том, где найти инвестиции и как построить сеть, компании-операторы забывают об операционных трудностях, связанных с 5G. Сети будут сложнее из-за большего количества частотных диапазонов. Нагрузку на сеть необходимо будет распределять между 3G, 4G, 5G сквозь несколько частот, а перегрузки — между разными технологиями и даже продавцами.

Сетевое сегментирование, предоставляющее кастомизированное решение для конкретного сектора или клиента, призвано улучшить пользовательский опыт и предложить новые бизнес-модели, но раскрыть потенциал этого подхода можно будет только при условии реконфигурации сети в реальном времени. Это потребует более продвинутого уровня сетевого интеллекта и автоматизации — ИТ и сети скоро сойдутся в одной точке.

Новые сетевые ресурсы нуждаются в принципиально новых навыках и инструментах управления в масштабе всей организации. Например, инженеры должны будут в том числе уметь работать с облачными технологиями (cloud native programming), а таких специалистов в индустрии мало и за них придется бороться с технологическими гигантами и стартапами.