РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

ВШЭ: в российском фрилансе стало намного больше профессионалов

HR Исследования РБК
Высшая школа экономики и портал по поиску удаленной работы Fl.ru провели четвертое по счету исследование рынка
Фото:Negative Space / Pexels
Фото: Negative Space / Pexels

Типичный российский фрилансер — человек с высшим образованием, часто являющийся профессионалом в своей области. Такой вывод сделали авторы «Переписи фрилансеров» — социологического исследования рынка услуг удаленной работы, которое в этом году провели НИУ ВШЭ и портал Fl.ru.

«С момента проведения предыдущего опроса в 2014 году количество фрилансеров заметно увеличилось, — говорит Евгений Барулин, генеральный директор Fl.ru. — Я вижу в этом две причины, которые будут в дальнейшем корректировать рынок труда. Прежде всего фриланс как форма заработка привлекает не только молодых, но и уже состоявшихся специалистов, и это подтверждается возрастом респондентов. Это люди, которые прекрасно понимают все риски такого статуса и для которых преимущества внеофисной работы оказались сильнее. Думаю, что в течение трех-пяти лет количество фрилансеров будет постоянно расти и половина трудоспособного населения России частично или полностью сможет причислить себя к свободным работникам».

Другую причину генеральный директор Fl.ru видит в том, что сам бизнес стал охотнее пользоваться услугами внештатных сотрудников. «Уже привычны фрилансеры юристы, рекрутеры, бухгалтеры — все эти позиции долгое время воспринимались исключительно офисными, — говорит Евгений Барулин. — И если раньше рынком фрилансеров интересовались скорее разного рода стартапы, то сейчас крупный бизнес также постепенно вовлекается в этот процесс».

В 2019 году «Перепись» проводилась уже в четвертый раз — ранее аналогичное исследование делали в 2009, 2011 и 2014 годах. В исследовании приняли участие 2410 активных фрилансеров. Опрос проводился с 3 декабря 2018 года по 6 февраля 2019 года.

«Чистые» фрилансеры и совместители

В исследовании проводится разделение на две категории фрилансеров. Те, для кого удаленная и временная работа является основным и единственным видом трудовой деятельности, авторы называют чистыми фрилансерами, тех, кто комбинирует ее с иными формами занятости — как оплачиваемой (работа в штате организации или собственный бизнес), так и неоплачиваемой (учеба в вузе, уход за маленьким ребенком до трех лет) работой, — совместителями (это могут быть как штатные работники, нашедшие подработку, так и предприниматели, студенты, домохозяйки и т.п.).

За пять лет с момента проведения предыдущей волны опроса доля «чистых» фрилансеров существенно увеличилась (на 18 п.п.) и достигла отметки в 52%. Доля штатных работников среди совместителей сначала постепенно убывала, но к 2019 году резко снизилась на целых 12 п.п. по сравнению с предыдущей волной опроса. Стоит отметить, что доля студентов, которые в 2009–2011 годах представляли среди совместителей третью по численности группу, между 2014 и 2019 годом сократилась примерно вдвое и сравнялась с долями предпринимателей и домохозяек.

Специализация и профессиональное мастерство

В период с 2009 по 2014 год профессиональная структура удаленной работы трансформировалась. В частности, заметно снизилась доля специалистов, занимающихся разработкой и поддержкой веб-сайтов, а также графикой и дизайном. Одновременно выросло число людей, вовлеченных в сферы инжиниринга, аудио- и видеосъемки, деловых услуг.

Профессиональная структура в целом демонстрировала стабильность на протяжении последних пяти лет. Исключение составляет категория деловых услуг, которая неожиданно выросла на 11 п.п., что во многом объясняется расширением спектра работ, определяемых самими фрилансерами как маркетинг, PR- или бизнес-услуги. Анализируя динамику изменений в профессиональной структуре российского фриланса, следует отметить и устойчивое — на протяжении последних десяти лет — снижение доли фрилансеров, занятых в сфере программирования и веб-разработок. Это связано с тем, что постепенно во фриланс приходит все больше специалистов из других профессиональных сфер.

В ходе опроса респонденты давали субъективную оценку по девятибалльной шкале уровню собственного профессионального мастерства. Выяснилось, что 21% из них достаточно низко оценивает свои навыки (от одного до четырех баллов), еще 34% респондентов оценивают их как средние (пять-шесть баллов). К специалистам высокой квалификации (восемь-девять баллов) и выше среднего (семь баллов) отнесли себя в сумме 45% опрошенных.

Пол, возраст и образование

Если в 2009 году мужчин среди фрилансеров было в два раза больше, чем женщин (67 против 33%), то к 2019 году соотношение мужчин и женщин среди фрилансеров стало более гармоничным (54 против 46%).

Различия между мужской и женской аудиторией фрилансеров обнаруживаются прежде всего в профессиях. Так, несомненно «женскими» являются такие специальности, как копирайтинг и переводы (вообще работа с текстом), а также маркетинг, реклама и менеджмент. Доля женской аудитории в этих профессиональных группах в 1,5–2 раза превышает долю мужчин. К «мужским» же профессиям относятся программирование, веб-разработка и инжиниринг.

Возрастная структура российского фриланса постепенно смещается в пользу старших когорт: в 2019 году более половины фрилансеров (53%) — старше 31 года. В 2014 году аналогичный показатель составлял 42%, в 2011 году — лишь 29%. Сегодня фриланс — это не только удел молодежи, только входящей на рынок труда, но и осознанный выбор уже сложившихся специалистов.

Доля респондентов с высшим образованием (бакалавриат, специалитет, магистратура, MBA и ученая степень) по сравнению с 2014 годом практически не изменилась, оставаясь достаточно высокой на фоне остального работающего населения России: 71% в 2014 году и 70% в 2019 году.

Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС
Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС

Уровень доходов и место жительства

В 2019 году 55% фрилансеров зарабатывают не более 48 тыс. руб. в месяц. К высокодоходному сегменту аудитории можно отнести 18% от всей выборки — тех, чей ежемесячный доход превышает 90 тыс. руб. Доходы москвичей вполне ожидаемо намного выше средних значений по выборке: 39% всех опрошенных в Москве попадают в высокодоходный сегмент.

На графике ниже приведено распределение по доходам для пяти наиболее распространенных профессиональных групп фрилансеров. Заметна высокая доля присутствия программистов в группе с доходами свыше 90 тыс. руб. К высокодоходным сегментам также следует относить и фрилансеров, работающих в сфере бизнес-услуг (маркетинге, рекламе, консалтинге и др.).

На противоположном полюсе по уровню дохода расположились специалисты в области копирайтинга и работы с текстом, а также дизайнеры — доля присутствия этих профессиональных групп в низкодоходном сегменте аудитории сравнительно высока.

74% фрилансеров, принявших участие в опросе, проживают в России, 15% — на Украине, еще 11% распределены по другим странам бывшего СССР и дальнего зарубежья. Доля украинских пользователей снизилась на 11 п.п. по сравнению с 2014 годом. Это объясняется, с одной стороны, включением Крыма и Севастополя вместе со всеми жителями в состав России, а с другой стороны — частичным оттоком украинских пользователей с российских онлайн-бирж, произошедшим после этих событий. Среди российских регионов по числу фрилансеров по-прежнему лидируют Москва и Санкт-Петербург.