РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Опять пропал: как ретейлерам бороться с текучкой персонала

Ретейл HR Статьи РБК
Как ретейлеру решить проблему нехватки линейного персонала, что делать, если сотрудник не вышел на работу, и как сэкономить на оплате, рассказал генеральный директор ООО «Инвент Консалтинг» Дмитрий Шеходанов
Фото:Pixabay / Pexels
Фото: Pixabay / Pexels

Согласно исследованию рекрутинговой компании Antal, средний показатель текучести кадров в розничной торговле достигает 45% — ежегодно увольняются почти половина линейных сотрудников. На этом фоне крупные сети сталкиваются с нехваткой отдельных кадров, которая порой может достигать 100%. Причины увольнений сотрудников разнообразны и взаимосвязанны — от недовольства оплатой за выполняемую работу до усталости от рутинных повседневных задач. В связи с этим остро встает вопрос поиска резервов.

После изменения условий использования заемного труда (аутстаффинга) на законодательном уровне розничные сети были вынуждены пересмотреть контракты с аутсорсинговыми агентствами. Закон сильно ограничил круг компаний, которым разрешается предоставлять персонал. У аутсорсинга есть ряд преимуществ и недостатков. С одной стороны, это:

  • сокращение расходов на ведение кадрового учета и администрирование;
  • использование сотрудников в сезон без оформления в штат;
  • возможность избежать текучки кадров;
  • избавление от проблем с проверками и т.д.

С другой стороны, аутстаффинг несет ряд рисков:

  • нестабильность поставщиков персонала по регионам и периоду;
  • персонал сомнительной квалификации, который может стоить дороже вашего сотрудника;
  • адаптация заемного персонала требует дополнительного времени;
  • повышение цен на услуги после заключения контракта;
  • нелегальные работники.

Аутсорсинг не для вас

Что делать компаниям, которые отказываются от аутсорсинга? В первую очередь разделить операции в рознице на сложные и простые. Простые — это те, которые может делать неквалифицированный персонал. Среди таких могут быть разгрузка или погрузка, уборка мусора и разовая выкладка. Сложные же операции отдаем квалифицированным специалистам — консультации клиентов, сложная выкладка и т.д.

Следующий шаг — вам надо рассчитать время, когда должны выполняться простые и сложные операции. Благодаря этому можно определить и расширить воронку подбора: какие операции могут выполнять студенты, пенсионеры, ваши же сотрудницы на втором-третьем годах декрета, выходящие на четыре—шесть часов работы. Иными словами, активизируем все резервы собственного персонала.

Типичная ситуация на рынке: сотрудник работает максимум 40 часов в неделю и недоволен тем, что ему мало платят или не дают работать больше по законодательству. Из-за этого он увольняется. Но есть выход, которым мало кто пользуется, — заключить с работниками отдельные срочные трудовые соглашения на внутреннее совместительство. В итоге сотрудник работает вбелую (получает официальную зарплату) и зарабатывает больше. Такой подход поможет работнику не зацикливаться на однообразной деятельности и получить дополнительный доход. Для перехода на такой график потребуются перевод всего персонала на часовую тарифную ставку и годовой суммированный учет, который сэкономит 1–2% от ФОТ за счет оплаты только того времени, в которое работник реально осуществлял трудовую деятельность.

Бесплатный «внешний» персонал

Речь идет о мерчандайзерах, промоутерах и иных торговых представителях, работающих на конкретную компанию. Pepsi, Danone, Coca-Cola — любой крупный производитель содержит тысячи мерчандайзеров, основной задачей которых являются проверка и выкладка продукции на полки конкретных магазинов сети. На текущий момент эти люди в состоянии terra incognita как для сети, так и для самого производителя, потому что нет даже достоверных данных о том, кто и когда посещает магазины сети. Несколько лет назад одной из крупных FMCG-компанией была сделана попытка контроля журналов посещения мерчандайзеров с данными агентств. Исследование показало примерно 50-процентное совпадение. Налаживание управления персоналом поставщиков может сэкономить до 30% трудозатрат в отдельных категориях работников.

Как «М.Видео» сэкономила 200 млн руб. за счет внешнего персонала

В «М.Видео» весь внешний персонал разделен на два типа — аутсорсеры и промоутеры от брендов. При нехватке внутреннего сотрудника через автоматизированную систему директор магазина делает запрос в аутсорсинговую компанию для закрытия определенной позиции. После подтверждения директор магазина видит, какие позиции и кем смогли закрыть в агентстве. Таким образом в «М.Видео» построили прозрачную и автоматизированную систему, где директор магазина формирует потребность в персонале, а аутсорсинговое агентство, в свою очередь, видит, какие смены и позиции им необходимо закрыть. Помимо этого в «М.Видео» существует черный список аутсорсеров, которые выполняют свою работу некачественно. Так, благодаря составлению гибких графиков работы и качественному персоналу количество неэффективных часов работников сводится к минимуму.

В результате «М.Видео» сэкономила 200 млн руб. ФОТ и повысила эффективность персонала на 4%.

Сотрудник не вышел на рабочую смену

Ретейл часто сталкивается с проблемой невыхода сотрудника без предупреждения. В таких случаях директор магазина в панике обзванивает сотрудников и ищет замену. Весь процесс занимает до двух часов, и в этот промежуток магазин теряет продажи, а директор тратит время. Избежать простоя можно оперативным закрытием смен в течение 15 минут после начала рабочего дня с помощью современных технологий. Отследить приход/уход собственного и внешнего персонала позволяют современные биометрические системы.

Фото: Евгений Степанов / Интерпресс / ТАСС
Фото: Евгений Степанов / Интерпресс / ТАСС

Как биометрия помогает быстро искать замену

По такому пути пошла компания «Айкрафт Оптика»: в каждом магазине установили датчики отпечатков пальцев, и, если сотрудник не пришел на смену вовремя, система отправляет сообщения с предложением выйти на смену всем потенциально доступным в районе сотрудникам сети с нужными компетенциями. Стандартная смена в магазине состоит из врача офтальмолога и кассира, поэтому нехватка одного из сотрудников останавливает работу.

Для комплексного решения задач существует Workforce management — система планирования и учета рабочего времени. Программа собирает и анализирует множество данных: от динамики и структуры продаж до рабочих графиков сотрудников. Затем рассчитывает индивидуальные рабочие графики в зависимости от динамики покупательского потока, особенностей спроса, расположения магазинов, времени суток и пожеланий персонала. WFM-системы помогают рассчитывать потребности в персонале, планировать гибкие графики работы сотрудников, контролировать рабочее время, анализировать производительность труда и т.д. На рынке доступны как зарубежные производители — Infor, Kronos и Oracle, так и отечественные — Verme, WFMbox и ZoZo.

Эффективное использование внешнего и внутреннего персонала обеспечивает компаниям гибкость и скорость реакции на меняющиеся объемы продаж. Помимо этого использование проверенного персонала снижает вероятность потери выручки и уровень затрат на обучение постоянно меняющегося аутсорсингового персонала. Используя описанные рекомендации, компании смогут выстроить новую систему взаимодействия со своими сотрудниками, помочь им заработать дополнительные средства, увеличить вовлеченность и снизить общую текучесть.