РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

Как защитить интеллектуальную собственность

Право Статьи РБК
Нередки случаи, когда конкурент решает позаимствовать чужую интеллектуальную собственность. Как защитить свои разработки, рассказывает Андрей Андреев, адвокат, управляющий партнер юридического бюро U&Partners
Фото:Андрей Рудаков / Bloomberg
Фото: Андрей Рудаков / Bloomberg

Современные рыночные условия подчинили экономическую конъюнктуру жесткой информатизации. Что говорить, если в скором времени законодатели собираются пополнить Гражданский кодекс (ГК) РФ новыми положениями цифрового права. От телекоммуникационных трендов зависит, может ли бизнес стать еще успешнее или займет позицию в арьергарде. Собственнику в прямом смысле слова приходится изобретать велосипед. Но чтобы его не растащили на запчасти, нужно знать, как правильно защитить свои результаты разработки.

Что относится к объектам интеллектуальной собственности

Согласно ст. 1225 ГК РФ к охраняемым результатам интеллектуальной деятельности и средствам индивидуализации относятся:

  • произведения науки, литературы и искусства;
  • программы для электронных вычислительных машин (ЭВМ);
  • базы данных;
  • исполнения;
  • фонограммы;
  • сообщения в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);
  • изобретения;
  • полезные модели;
  • промышленные образцы;
  • селекционные достижения;
  • топологии интегральных микросхем;
  • секреты производства (ноу-хау);
  • фирменные наименования;
  • товарные знаки и знаки обслуживания;
  • наименования мест происхождения товаров;
  • коммерческие обозначения.

Их можно разделить на две большие группы — объекты авторского права и смежного права, объекты патентного права и средства индивидуализации.

Оценить стоимость интеллектуальной собственности бывает очень сложно. К примеру, третьи лица не видят ничего особенного в символике товарного знака известной компании, но для собственника бизнеса ценность графического знака огромна. В случае копирования логотипа конкурентом вы фактически лишаетесь фундамента бренда.

Видео: РБК
Видео: РБК

Какие объекты авторского права копируют и крадут чаще всего

  • Фото-, видео- и аудиоконтент сайта

Это самые популярные объекты хищения. К аудиофайлам относятся в том числе начитка текста вашим голосом, запись с диктофона, аудиосообщения, а не только законченные музыкальные произведения.

  • Программные файлы

При регистрации прав на программу нужно обязательно патентовать отдельно каждый вид данных — картинку, программный код, музыкальную композицию, текст, а уже потом патентовать весь продукт в комплексе. В случае с видеокейсами, фильмами и роликами на видеохостинге защита исключительных прав распространяется на весь объект целиком.

Из-за открытого доступа к сайтам большинство CMS-систем очень легко взломать. Если это происходит, злоумышленник получает доступ к базе данных сайта, а дальше ситуация может развиваться по разным сценариям. Один из вариантов — блокировка сайта хостингом.

  • Структура сайта

Многие думают, что можно запатентовать код сайта, который состоит из шаблонов, разработанных авторами HTML. Нельзя! А вот закрепить за собой структуру веб-сайта и его фирменный стиль можно.

  • Уникальность контента

Рекомендуется также застраховать уникальность своего контента на сайте, разместив знак копирайта ©. Этот символ указывает на правообладателя. Но даже при отсутствии такого знака отсутствие законного владельца нужно попытаться доказать.

  • Товарные знаки

Ежегодно в сфере интеллектуальной собственности рассматриваются тысячи исков.

Как защитить интеллектуальную собственность

В нашей стране защита интеллектуальной собственности регулируется ч. 4 ГК РФ, федеральными законами 98-ФЗ от 29 июля 2004 года «О коммерческой тайне», 149-ФЗ от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», 135-ФЗ от 26 июля 2006 года «О защите конкуренции», Кодексом об административных правонарушениях и Уголовным кодексом РФ.

К заявлению о нарушенных авторских правах следует приложить минимум три доказательства

1) что ваше произведение/разработку незаконно использовали;

2) что у использующего объект вашей интеллектуальной собственности лица нет соглашения с правообладателем;

3) что вы понесли убытки.

В спорах о краже уникальных разработок, программ, эскизов бизнес в первую очередь стремится пресечь дальнейшее использование нарушителем объекта своего авторского права, а также потребовать компенсацию.

Один из показательных примеров — судебный процесс между Apple и фирмой Swatch. В 2015 году швейцарская компания использовала для рекламы часов, разработанных ею совместно с Visa, слоган Tick Different (в переводе «Тикай иначе»). Apple решила, что это созвучно с ее слоганом Think Different («Думай иначе»), но в итоге так и не смогла доказать в швейцарском суде, что как минимум 50% потребителей ассоциирует фразу Tick Different с ее продукцией, а не с часами Swatch.

Мировое соглашение

В идеале любой спор нужно решать дипломатично, посредством переговоров. В случае если ваши изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки зарегистрированы в Роспатенте, у вас есть все возможности добиться полной капитуляции противника.

Если мирного рукопожатия оказалось недостаточно, чтобы нарушитель перестал использовать вашу интеллектуальную собственность, для начала составьте претензию.

Какие пункты должна включать претензия

  • Ф.И.О. отправителя и получателя претензии;
  • описание обстоятельств дела;
  • ссылки на статьи ГК РФ и законодательство;
  • требования:

— о возмещении убытков,

— о признании права на интеллектуальную собственность,

— о прекращении действий, нарушающих право,

— об изъятии материальных носителей;

  • последствия неисполнения претензии.

Копию претензии отправьте нарушителю почтой (с уведомлением) либо с курьером, но обязательно с пометкой о получении. Оригинал претензии оставьте у себя.

Куда обращаться для защиты интеллектуальной собственности