РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Как защитить интеллектуальную собственность

Право Статьи РБК
Нередки случаи, когда конкурент решает позаимствовать чужую интеллектуальную собственность. Как защитить свои разработки, рассказывает Андрей Андреев, адвокат, управляющий партнер юридического бюро U&Partners
Фото:Андрей Рудаков / Bloomberg
Фото: Андрей Рудаков / Bloomberg

Современные рыночные условия подчинили экономическую конъюнктуру жесткой информатизации. Что говорить, если в скором времени законодатели собираются пополнить Гражданский кодекс (ГК) РФ новыми положениями цифрового права. От телекоммуникационных трендов зависит, может ли бизнес стать еще успешнее или займет позицию в арьергарде. Собственнику в прямом смысле слова приходится изобретать велосипед. Но чтобы его не растащили на запчасти, нужно знать, как правильно защитить свои результаты разработки.

Что относится к объектам интеллектуальной собственности

Согласно ст. 1225 ГК РФ к охраняемым результатам интеллектуальной деятельности и средствам индивидуализации относятся:

  • произведения науки, литературы и искусства;
  • программы для электронных вычислительных машин (ЭВМ);
  • базы данных;
  • исполнения;
  • фонограммы;
  • сообщения в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);
  • изобретения;
  • полезные модели;
  • промышленные образцы;
  • селекционные достижения;
  • топологии интегральных микросхем;
  • секреты производства (ноу-хау);
  • фирменные наименования;
  • товарные знаки и знаки обслуживания;
  • наименования мест происхождения товаров;
  • коммерческие обозначения.

Их можно разделить на две большие группы — объекты авторского права и смежного права, объекты патентного права и средства индивидуализации.

Оценить стоимость интеллектуальной собственности бывает очень сложно. К примеру, третьи лица не видят ничего особенного в символике товарного знака известной компании, но для собственника бизнеса ценность графического знака огромна. В случае копирования логотипа конкурентом вы фактически лишаетесь фундамента бренда.

Видео: РБК
Видео: РБК

Какие объекты авторского права копируют и крадут чаще всего

  • Фото-, видео- и аудиоконтент сайта

Это самые популярные объекты хищения. К аудиофайлам относятся в том числе начитка текста вашим голосом, запись с диктофона, аудиосообщения, а не только законченные музыкальные произведения.

  • Программные файлы

При регистрации прав на программу нужно обязательно патентовать отдельно каждый вид данных — картинку, программный код, музыкальную композицию, текст, а уже потом патентовать весь продукт в комплексе. В случае с видеокейсами, фильмами и роликами на видеохостинге защита исключительных прав распространяется на весь объект целиком.

Из-за открытого доступа к сайтам большинство CMS-систем очень легко взломать. Если это происходит, злоумышленник получает доступ к базе данных сайта, а дальше ситуация может развиваться по разным сценариям. Один из вариантов — блокировка сайта хостингом.

  • Структура сайта

Многие думают, что можно запатентовать код сайта, который состоит из шаблонов, разработанных авторами HTML. Нельзя! А вот закрепить за собой структуру веб-сайта и его фирменный стиль можно.

  • Уникальность контента

Рекомендуется также застраховать уникальность своего контента на сайте, разместив знак копирайта ©. Этот символ указывает на правообладателя. Но даже при отсутствии такого знака отсутствие законного владельца нужно попытаться доказать.

  • Товарные знаки

Ежегодно в сфере интеллектуальной собственности рассматриваются тысячи исков.

Как защитить интеллектуальную собственность

В нашей стране защита интеллектуальной собственности регулируется ч. 4 ГК РФ, федеральными законами 98-ФЗ от 29 июля 2004 года «О коммерческой тайне», 149-ФЗ от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», 135-ФЗ от 26 июля 2006 года «О защите конкуренции», Кодексом об административных правонарушениях и Уголовным кодексом РФ.

К заявлению о нарушенных авторских правах следует приложить минимум три доказательства

1) что ваше произведение/разработку незаконно использовали;

2) что у использующего объект вашей интеллектуальной собственности лица нет соглашения с правообладателем;

3) что вы понесли убытки.

В спорах о краже уникальных разработок, программ, эскизов бизнес в первую очередь стремится пресечь дальнейшее использование нарушителем объекта своего авторского права, а также потребовать компенсацию.

Один из показательных примеров — судебный процесс между Apple и фирмой Swatch. В 2015 году швейцарская компания использовала для рекламы часов, разработанных ею совместно с Visa, слоган Tick Different (в переводе «Тикай иначе»). Apple решила, что это созвучно с ее слоганом Think Different («Думай иначе»), но в итоге так и не смогла доказать в швейцарском суде, что как минимум 50% потребителей ассоциирует фразу Tick Different с ее продукцией, а не с часами Swatch.

Мировое соглашение

В идеале любой спор нужно решать дипломатично, посредством переговоров. В случае если ваши изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки зарегистрированы в Роспатенте, у вас есть все возможности добиться полной капитуляции противника.

Если мирного рукопожатия оказалось недостаточно, чтобы нарушитель перестал использовать вашу интеллектуальную собственность, для начала составьте претензию.

Какие пункты должна включать претензия

  • Ф.И.О. отправителя и получателя претензии;
  • описание обстоятельств дела;
  • ссылки на статьи ГК РФ и законодательство;
  • требования:

— о возмещении убытков,

— о признании права на интеллектуальную собственность,

— о прекращении действий, нарушающих право,

— об изъятии материальных носителей;

  • последствия неисполнения претензии.

Копию претензии отправьте нарушителю почтой (с уведомлением) либо с курьером, но обязательно с пометкой о получении. Оригинал претензии оставьте у себя.

Куда обращаться для защиты интеллектуальной собственности