Каким будет рынок такси в России к 2025 году

Услуги Такси и пассажирские перевозки Инновации Цифровизация Прогнозы BCG
Больше половины российских таксопарков пока работает по старинке, с диспетчером на телефоне, но уже к 2021 году их доля может сократиться до 20%. Как цифровизация изменила и будет дальше менять рынок такси в России, изучила компания BCG
Фото: Сергей Бобылев / ТАСС
Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

Райдшеринг в России: молодой да ранний

Во многих отраслях экономики традиционные игроки поставлены перед выбором: освоить цифровые технологии или отдать рынок новым конкурентам. Такси столкнулись с этой проблемой одними из первых. Решением стал райдшеринг, или создание агрегаторов такси, подключиться к которым, чтобы зарабатывать извозом, может практически любой желающий.

При этом по уровню развития райдшеринга Россия выглядит лучше многих развитых стран. Родоначальник сегмента — американская компания Uber была официально создана в 2009 году, а российский аналог — «Яндекс.Такси» — появился всего через два года. Более того, Uber так и не смогла составить конкуренцию «Яндексу» на российском рынке, подписав с ним соглашение об объединении бизнеса внутри страны в 2017 году.

Аналогичное слияние с региональным игроком под названием Didi произошло только в Китае, а также при объединении с малайзийской компанией Grab и при недавнем поглощении ближневосточного конкурента Careem. В других регионах при отсутствии регуляторных ограничений Uber ведет деятельность самостоятельно. При этом сама компания «Яндекс.Такси» из локального российского игрока превращается в международного за счет присутствия в городах Израиля, Финляндии, Кот-д’Ивуара, Белоруссии, Молдавии, Украины, Армении, Грузии, Кыргызстана, Казахстана, Латвии, Литвы, Сербии, Эстонии и Узбекистана.

А что в мире?

В крупных городах с хорошим проникновением мобильного интернета операторы такси проигрывают райдшерингу. Например, в Лондоне за 2005–2017 годы число лицензированных райдшеринговых автомобилей выросло на 39,3%, а лицензированных такси — упало на 5,3%. В Нью-Йорке с января 2015 по август 2018 года количество ежедневных поездок на такси сократилось более чем на треть, до 275 тыс. в день, в то время как компания Uber нарастила этот показатель на порядок, до 436 тыс., а другой райдшеринговый оператор — Lyft — с нуля до 122 тыс.

Чтобы выжить, традиционные операторы такси идут двумя путями: вступают в партнерство с технологическими компаниями или разрабатывают собственные решения.

В Сингапуре пять операторов такси, которые контролируют до 99% таксопарка, заключили соглашения с Uber и Grab. Аналогичные партнерства между технологичными компаниями и местными операторами такси есть в индонезийской Джакарте и таиландском Бангкоке.

В других городах операторы такси развивают «умные» технологии самостоятельно. Один из первых и наиболее успешных таких сервисов в Токио — мобильное приложение Japan Taxi. Его в 2015 году запустил крупнейший в Токио оператор Nihon Kotsu, которому принадлежит 11% городских такси.

Составляющие успеха

На быстрое развитие агрегаторов такси в России оказало влияние несколько факторов.

Регуляторная среда. Во многих развитых странах — во Франции, в Германии, Японии — райдшеринг сталкивался с регулятивными ограничениями и вынужден был играть против правил, не говоря о серьезном противодействии профсоюзов. В России к моменту появления райдшеринга российский рынок такси с законодательной точки зрения в значительной степени находился в серой зоне, поэтому правила писали уже фактически под него.

Развитость интернета. По проникновению интернета, особенно мобильного, Россия опережает Китай, Мексику, Бразилию и Индию и не слишком отстает от развитых стран. Например, в России мобильным интернетом охвачено 63% населения, во Франции — 67%, в США — 75% (данные на 2017 год). При этом амбициозные планы по развертыванию сетей 5G в России позволяют предположить дальнейшее сохранение этой тенденции.

Сильные национальные игроки. Российский райдшеринг опирается на несколько сильных национальных компаний, использующих цифровые технологии. На первом месте здесь компания «Яндекс», которая к моменту создания своего подразделения такси в 2011 году уже обладала необходимыми компетенциями и конкурентными преимуществами, позволяющими не только удерживать лидерские позиции в России (66% заказов в Москве в 2018 году после объединения с Uber), но и выходить на зарубежные. На втором месте в Москве — российская «Ситимобил», и только на третьем — иностранная компания Gett. При этом глобальные игроки используют в основном карты Google, а у «Яндекс.Такси» есть собственный картографический сервис. Это делает его независимым от стороннего поставщика услуг и позволяет более глубоко интегрировать друг в друга сервисы картографии и райдшеринга.

Выгоды цифровизации

Прежде всего цифровизация повлияла на цену и время подачи машины.

Благодаря более эффективной загрузке автомобилей и сокращению порожнего пробега суточный пассажиропоток в такси в Москве за 2010–2017 годы вырос в 21 раз: если в 2010 году в Москве в сутки перевозилось 34 тыс. пассажиров, то в 2017 году — уже 720 тыс.

Время ожидания машины сократилось в шесть раз. К примеру, если в 2011 году среднее время подачи такси в Москве составляло 30 минут, то в 2018 году этот показатель упал до 5 минут.

Наконец, цена поездки в Москве снизилась с 650 руб. в 2015 году до 450 руб. в 2018 году, притом что потребительские цены за аналогичный период выросли на 27%.

Количество разрешений на такси выросло с 8 тыс. в 2010 году до 82 тыс. в 2017-м. Это значит, что водителям все эти изменения также выгодны.

Что будет дальше

В целом агрегаторы занимают пока даже не половину российского рынка. По данным аналитического центра при правительстве РФ, на июнь 2017 года доля объединенной компании RuTaxi и Fasten со всеми брендами в России составляла 12,3%, доля сервиса заказов такси Maxim — 7,6%, «Яндекс.Такси» (совместно с Uber) — 10,4%, Gett — 2,5%. Таким образом, доля всего рынка такси, приходящаяся на агрегаторы, составляет 32,8%. Оставшаяся часть рынка работает все еще по старой бизнес-модели (прием звонков операторами по телефону).

Райдшеринг достигает максимальной эффективности в крупных городах за счет эффекта масштаба и максимальной загрузки машин. Однако увеличение доли агрегаторов такси даже в небольших городах неизбежно, комментирует партнер и управляющий директор BCG Иван Котов, один из авторов исследования. Аналитический центр при правительстве РФ приводит такую экспертную оценку: в 2021 году доля офлайн-такси и теневого сектора сократится до 20%.

Таксопарки, пока работающие по старой бизнес-модели, будут вынуждены подстраиваться под реалии рынка. Небольшие игроки станут подключаться к агрегаторам такси. Средние и крупные компании будут пробовать создавать собственное программное обеспечение или вступать в партнерство с технологическими компаниями, а также друг с другом.

Пример «Ситимобил»

Изначально «Ситимобил» была «классическим» таксопарком. Затем компания создала мобильное приложение, сохранив при этом возможность заказать такси по телефону. Однако более крупные технологические компании, такие как «Яндекс.Такси», Gett и Uber, масштабировались быстрее. Для повышения конкурентоспособности «Ситимобил» был необходим партнер. В 2018 году технологическим партнером и инвестором компании стала Mail.ru Group, владеющая в настоящее время 26% акций компании. Это сотрудничество принесло свои плоды, и сейчас «Ситимобил» занимает второе место на московском рынке после «Яндекс.Такси».

В среднесрочной перспективе, до 2025 года, ожидается дальнейшая концентрация рынка агрегаторов такси, начало которой было положено объединением «Яндекс.Такси» и Uber, а также RuTaxi и Fasten. Крупные игроки будут еще плотнее работать с региональными властями для повышения безопасности и качества услуг и для более эффективного встраивания агрегаторов такси в систему общественного транспорта.

В долгосрочной перспективе райдшеринг ждет переход на беспилотные такси. По прогнозам BCG, потенциальная высокая эффективность беспилотного такси сделает владение собственным автомобилем в большом городе нецелесообразным, в результате количество транспортных средств на улицах может сократиться на 60%. Среди российских игроков ближе всего к созданию беспилотных такси приблизилась компания «Яндекс», которая работает над собственным беспилотником с 2016 года и в начале 2019 года представила его на выставке потребительской электроники CES в США.