Дело — аэротруба: как развивается популярный вид развлечений
«Еще в советское время, когда я учился в Плехановском институте и подрабатывал грузчиком в винном магазине, я понял, что в бизнесе каждый квадратный метр должен приносить прибыль, — вспоминает 56-летний москвич Александр Пызин, основатель спортивно-развлекательного комплекса ArtFly. — Этот подход я использовал при строительстве нашего аэроцентра: помимо трубы для полетов оборудовал в нем искусственную волну для серфинга, кафе, зону для проведения мероприятий и хостел с несколькими номерами. Получается синергетический эффект: те, кто летает, обязательно пробуют волну, и наоборот».
Российский рынок центров с аэродинамическими трубами, в которых благодаря мощному вертикальному воздушному потоку (скорость достигает 300 км/ч) можно почувствовать себя птицей, начал развиваться в 2007 году. Тогда один из первопроходцев — российская Freezone — приобрела стационарную аэротрубу высотой 15 м и диаметром полетной зоны 3,7 м американского производителя SkyVenture и открыла свой первый комплекс в подмосковном Чехове. Сооружение быстро стало популярным: его использовали и парашютисты для тренировок вне летного сезона, и обычные люди в качестве развлечения.
Спустя несколько лет в России появились свои производители аэротруб — воронежская «Торнадо», пермская FreeFly Technology и санкт-петербургская Tunnel Technologies. Их устройства были в несколько раз дешевле, чем зарубежные, и в российских городах — от Екатеринбурга до Иркутска — как грибы после дождя стали появляться небольшие мобильные (открытого типа) и крупные стационарные (закрытого типа) аэротрубы. Сейчас конкуренция между владельцами аэротруб настолько остра, что в борьбе за свою долю рынка предприниматели возводят вокруг воздушных аттракционов целые комплексы с бассейнами для серферов, фитнес-зонами, залами для проведения корпоративов и даже мини-отелями для тех, кто приехал полетать издалека.