РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Давид Браун

Не будь как Google: извлекаем семь уроков из неудач интернет-гиганта

Менеджмент Кейсы РБК
За 20 лет компания Google стала одной из самых богатых в мире. Однако не избежала неудач — поисковый гигант не раз переживал провалы продуктов и сервисов, принимал неверные операционные решения. Бизнес может извлечь из ошибок Google семь уроков

1. Неудач не избежать

Серьезно, ошибаетесь не только вы и не только Google, если уж на то пошло. Все компании, начиная от небольшого стартапа до международной корпорации, в какой-то момент идут в ложном направлении. Портативный медиаплеер Zune компании Microsoft, музыкально ориентированная соцсеть iTunes Ping от Apple и «умный» экран Facebook Portal — это всего лишь несколько примеров, известных не так широко, как провал соцсети Google+.

Предприниматели склонны считать, что у них риск провала выше, чем у крупных корпораций, поскольку меньше денег и ресурсов. Это не всегда так. Опыт показывает, что вероятность провала в обоих случаях почти одинакова. Единственное отличие состоит в том, что банковский счет поможет крупной компании смягчить негативные последствия провала и остаться на плаву.

Тестируйте идеи

Чтобы минимизировать количество ошибок и сделать поражение не таким болезненным, тестируйте свои идеи. Для этого пообщайтесь с представителями компаний, которые уже делали что-то подобное, они расскажут обо всех подводных камнях.

При этом постарайтесь не тратить большой бюджет на эксперимент. Когда мы в своей компании решаемся на рискованный эксперимент, обычно оцениваем бюджет на него и потенциальные выгоды. Если перспективы хорошие, а для проведения теста нужна несущественная сумма, то мы идем на риск.

2. Не навязывайте свой продукт покупателям

Посмотрите на Google+ — это яркий пример продукта, который был навязан пользователям, а не создан для решения их проблемы. Похоже, Google решил запустить соцсеть, посмотрев на популярность Facebook и Twitter. При этом компания руководствовалась своими интересами, а не интересами пользователей.

Пример Google+ демонстрирует предвзятость и высокомерие, с которым крупные компании стремятся достичь успеха. «Мы Google, мы можем создать что угодно. Мы построили платформу знаний, а теперь создадим успешную социальную сеть», — говорили в интернет-гиганте. Как известно, Google вынужден был закрыть соцсеть Google+ из-за чрезвычайно низкой популярности у пользователей.

Интересуйтесь мнением пользователей

Трезво оценивайте свои желания и амбиции на ранней стадии создания продукта. Опрашивайте пользователей и делайте это до тех пор, пока не убедитесь, что ваш продукт действительно нравится им и решает их проблему.

3. Признавайте провал своевременно

Для владельцев бизнеса очень важна способность быстро признавать ошибки. Провал Google+ — последствия несоблюдения этого принципа. Последние несколько лет социальная сеть поискового гиганта теряла пользователей. Однако компания не спешила закрывать ее. Лишь несколько людей в Маунтин-Вью (город в штате Калифорния, где расположена штаб-квартира Google — Googleplex) знают, в какие суммы это вылилось для корпорации.

Fail fast

Конечно, бывают исключения. Однако закономерно вот что: с мертвой лошади нужно просто слезть, иначе говоря, неудачный стартап надо закрыть. Настойчивость — отличное качество для предпринимателя, но еще более важное качество — умение вовремя остановиться.