РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

Спасибо футболу: FMCG-рынку в 2018 году помогли теплое лето и ЧМ

Ретейл Исследования Nielsen
2018 год оказался пятым по счету, когда реальные доходы россиян продолжили сокращаться. В конце года потребители волновались из-за роста цен на продукты, зато чемпионат мира по футболу оживил рынок пива
Фото:Сергей Бобылев / ТАСС
Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

По данным Росстата, в минувшем году реальные доходы россиян — один из основных показателей покупательной способности — сократились на 0,2% по сравнению с 2017 годом. Эксперты считают, что в 2019 году позитивной динамики этого показателя ожидать вряд ли стоит. Причины — усиление налоговой нагрузки, сокращение доли доходов от предпринимательской деятельности, невысокая динамика социальных выплат и ряда других, говорится в исследовании рынка товаров повседневного спроса в четвертом квартале 2018 года, проведенном компанией Nielsen.

Индекс потребительского доверия в четвертом квартале 2018 года составил 65 пунктов (ниже — до 63 пунктов — он опускался только в первом и четвертом кварталах 2016 года). В этот период рост цен на еду стал основной причиной беспокойства для 35% потребителей. Для сравнения: в третьем квартале по этому поводу волновались только 23%. Такая динамика неудивительна — к концу года инфляция ускорилась и по итогам года составила 4,3%.

В то же время, по данным Росстата, оборот розничной торговли в 2018 году вырос на 2,6% — вероятнее всего, из-за увеличения объема кредитов. Они выросли на 23% по сравнению с 2017 годом и остаются одним из источников роста потребительского спроса.

Для российского рынка товаров повседневного спроса (FMCG) в четвертом квартале 2018 года было характерно замедление роста: 6,2% в денежном выражении по сравнению с 6,6% в третьем квартале. Реальное потребление в декабре 2018 года оказалось значительно слабее, чем годом ранее (0,5% в натуральном выражении по сравнению с 5,1% в 2017 году), что замедлило динамику продаж. Однако по итогам 2018 года FMCG-рынок вырос на 5,9% в денежном выражении, из которых более половины (3,1%) — за счет роста реального потребления, это максимальный показатель за последние шесть лет.

Российские потребители в 2018 году стали покупать больше товаров повседневного спроса.