РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Георгий Мегрелишвили

Взгляд в облака через стеклянный потолок: где компании искать новые ниши

Менеджмент Статьи РБК
Доходы в сегменте традиционных услуг во многих областях перестали расти. Гиганты не находят точек роста на своих рынках и ищут новые ниши. На что смотреть при выборе нового рынка для расширения бизнеса и почему стоит обратить внимание на облака

Гиганты осваивают новые ниши

Заказать такси или доставку еды через поисковую систему, воспользоваться услугами сотовой связи от банка или купить тур в страховой компании — новые модели потребления быстро вошли в привычку. Уже никого не удивляет, что корпорация Apple, начинавшая как производитель компьютерной техники, выпускает собственные виртуальные платежные карты.

Причина, по которой гиганты осваивают новые ниши, проста — это насыщение рынков. Рост доходов от традиционных услуг в ретейле, телекоме, финансах практически остановился — достигнут стеклянный потолок.

Так, в России уровень проникновения сотовой связи уже несколько лет составляет 179%, и нового бума продаж сим-карт не ожидается. Тем временем лидеры традиционного сетевого ретейла в некоторых регионах уже лишились права открывать новые точки: их доля на рынке превысила монопольную. Потенциал слияний и поглощений тоже не бесконечен. Предсказуемый путь развития привел к тому, что товары и предложения разных игроков рынка стали почти одинаковыми, а лояльность потребителей к конкретным брендам падает, покупатели задаются прагматичным вопросом «зачем платить больше». Традиционные маркетинговые ходы (скидки, новые тарифы) уже не работают: пользователю нужно нечто принципиально новое.

Как в этой ситуации найти новую нишу для развития? В первую очередь важно ориентироваться на технологию. Опыт лидеров показывает, что именно прорывная технология позволяет быстрее завоевать новый рынок. Но даже если у вас есть технология, способная изменить мир, это еще не гарантия успеха.

Второе слагаемое — понимание потребителя. Жители мегаполисов хотят есть ресторанную еду дома, но не обзванивать при этом рестораны в поисках доставки. Вот она — возможность! Приложения и сервисы, позволяющие заказать на дом блюда из сотен кафе и ресторанов за пару кликов, сейчас на пике популярности. Однако там, где культуры потребления готовой еды нет, достичь успеха быстро не поможет даже самое продвинутое приложение. Тут компаниям предстоит самим создавать рынок. Например, компания Amazon, поняв, что классический ретейл достиг границ возможностей развития, создала рынок сервисов «на все случаи жизни».

Если вы задумались о расширении бизнеса, то вот на что стоит обратить внимание.

1. Рынки, где много игроков и высокая конкуренция

Рынки, где много игроков и высокая конкуренция, по-прежнему достойны внимания. Если на таком рынке долго сохраняется высокий спрос, значит, там есть деньги. Однако для достижения реального прорыва нужно смотреть на ситуацию под другим углом: например, обратить внимание, насколько на выбранном рынке высок уровень проникновения современных технологий. Там, где важна скорость (обслуживания, принятия решений) и качество (удовлетворенность клиента, точность поставок), технологии могут в корне изменить подход к потреблению.

Практически виртуальный банк «Тинькофф» сумел раскрутиться на высококонкурентном рынке банковского ретейла именно благодаря технологичности.

Онлайн-сервисы, доступные с любого устройства, более привлекательны для современного потребителя, чем очереди в отделениях, бумажная волокита и неудобные банкоматы. Понимание этого дало мощный старт развитию массового российского финтеха.

2. Рынки, где прогнозируется долгосрочный спрос

Таков сейчас рынок онлайн-сервисов и облачных технологий, объем которого в 2018 году составил $800 млн. По прогнозу международной исследовательской и консалтинговой компании International Data Corporation (IDC), к 2022 году глобальный объем этого рынка вырастет до $1,5 млрд.

В России рынок онлайн-сервисов и облачных технологий уже несколько лет растет на 20–30% в год. И потенциал далеко не исчерпан. По данным исследовательской компании GfK на начало 2019 года, 75,4% взрослого населения России пользуются интернетом регулярно. Это 90 млн человек, которым важно иметь возможность оплатить услуги ЖКХ, перевести деньги, получить документы, пообщаться с друзьями и родными в любой момент, когда это удобно им, а не когда работают офис банка, жилконтора или почта.