РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Как руководителю управлять командой в разгар кризиса или скандала

Менеджмент Статьи Kontakt InterSearch Russia
Как руководителю вывести компанию из кризиса или преодолеть скандал, не растеряв сотрудников и не подорвав репутацию, рассказывает Юлия Забазарных, партнер Kontakt InterSearch Russia
Фото:Rawpixel/pexels
Фото: Rawpixel/pexels

Кризисы цикличны. И любая организация проходит через них в определенные фазы развития. Скандалы — это скорее непредвиденные обстоятельства, но их тоже не избежала практически ни одна компания. Кристальной репутации нет ни у кого, полное отсутствие скандалов — это миф: даже самые известные бренды подчас попадают в сложные положения. Важно то, как они из этих сложных положений выходят.

Станьте примером

Иногда кризис в компании связан с внешними рыночными условиями, а подчас с внутренними проблемами управления. Собственники крупных компаний нередко фигурируют в уголовных делах и попадают под арест.

Даже если собственник попал под арест, руководителю не стоит паниковать. Если он ценный сотрудник, эффективный и адекватный, с ним вряд ли захотят расстаться, а если и оставит компанию, на улице точно не останется. Главное — не бойтесь изменений. Зачастую кризис открывает новые возможности как для компании в целом, так и для отдельных сотрудников в частности.

Собственника одной крупной инжиниринговой компании арестовали. К руководству пришла временная администрация. Наемный генеральный директор при этом сумел удержать команду от распада своим примером. Он продолжил выполнять оперативные задачи и обеспечивать стабильность бизнес-процессов. После того как ситуация разрешилась, вся команда продолжила работу в прежнем составе.

Если руководитель не паникует, а продолжает делать все для достижения целевых финансовых показателей и сохранения высокой производительности труда, сотрудники это видят. Их доверие помогает компании пережить непростой период.

Кризис в компании может разразиться и из-за ее продажи, даже если сделка прошла без форс-мажорных обстоятельств. В случае возникновения такого кризиса топ-менеджменту надо тщательно подготовиться к сложностям, которые неизбежно появятся в переходный период. Чем лучше вы подготовитесь, тем меньше будет паники и необдуманных решений. Теперь рассмотрим, в чем должна заключаться подготовка.

Будьте открыты и давайте реальные обещания

Собственников одной крупной российской фармацевтической компании, которые в последние годы совсем перестали инвестировать в развитие бизнеса, арестовали. Новые акционеры сразу занялись активным развитием компании. Они изменили ее структуру, ввели новую систему мотивации сотрудников, вложили деньги в развитие производства. Но главное, что они сделали, — рассказали всем топ-менеджерам компании, какие перспективы их ждут, какие новые возможности появятся со временем, и обозначили конкретные сроки реализации новой стратегии. Несмотря на то что другие компании активно пытались переманить всю управленческую команду, большинство ее членов отказалось сменить работу, несмотря на вызовы на допросы, задержку зарплат и общую неопределенность.

Открытый диалог, четкий план на будущее и реалистичность обещаний точно помогут вам удержать лучших игроков в команде.

Принимайте жесткие решения

Конечно, для любого СЕО самое простое решение в кризисной ситуации — сокращение издержек, в том числе путем урезания зарплат сотрудникам.

Однако из опыта многих наших клиентов следует, что лучше расстаться с максимальным числом неэффективных сотрудников, при этом не ухудшая условий работы лучших специалистов (сохраняя им фиксированные оклады и бонусы).

Хотя я знаю пример успешного использования другого подхода: генеральный директор одного из наших клиентов, европейской компании-производителя промышленного оборудования, во время кризиса собрал всех сотрудников (более 300 человек) и объявил, что есть два пути сокращения издержек — уволить ряд сотрудников либо уменьшить заработные платы всем в равных долях.

После чего предложил проголосовать. Подавляющее большинство сотрудников проголосовали за сокращение зарплат. Это помогло не только сохранить команду в полном составе, но и повысить вовлеченность и сплоченность коллектива.

Расставайтесь красиво