РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Виталий Саттаров

Прибыльные данные: что даст бизнесу цифровой профиль гражданина

IT Цифровизация Статьи РБК
В цифровой экономике бесконечно много игроков, а связей между ними еще больше. Чтобы получить данные о потенциальных клиентах, каждый должен договориться с другим. Но если появится единый центр обмена данными, система резко упростится

Минкомсвязь хочет ввести цифровой профиль россиянина. Он будет содержать персональные данные вроде СНИЛС, ИНН и номера паспорта и позволит разного рода ведомствам или, например, банкам при оформлении кредита быстро идентифицировать человека. Об этом говорится в поправках, предлагаемых министерством в закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». А прототип системы, концепцию которой разработали ЦБ и «Ростелеком», может появиться уже весной 2019 года. На самом деле на базе цифрового профиля можно создать систему для бизнеса — она позволит совершенно разным компаниям обмениваться данными о своих клиентах. Это возможность больше узнать о потребителях, сделать им более интересные предложения и, главное, больше заработать. Как это реализовать?

Обмен данными

Простой пример. Представьте, что у вас интернет-магазин и клиент покупает памперсы. А потом он заходит в книжный. Что ему предложить? Логично было бы книги о детях, но в магазине не знают о его предыдущих покупках. Все хотят обмениваться данными, чтобы знать больше о своих клиентах. Времена, когда все тряслись над данными и боялись отдавать их другим, постепенно уходят. Все понимают, что синергетический эффект будет больше. Конечно, прямые конкуренты вряд ли захотят обмениваться информацией, но в остальных случаях обмен выгоден.

При обмене данными возникает проблема, как понять, что клиент, покупающий памперсы, и он же в книжном один и тот же человек. В интернете существуют cookies, и игроки научились отслеживать человека, используя, например, пиксели на страницах. Но далеко не всегда можно использовать дополнительные инструменты — на пути встают, например, соображения безопасности.

Для офлайна тоже есть методы отслеживания клиентов, от идентификации с помощью Wi-Fi или систем распознавания лица до программ лояльности, которые привязывают клиента к определенному идентификатору — как правило, номеру телефона. Но даже если мы отследили человека в разных магазинах, поняли, какие категории товаров его интересуют и какие предложения ему сделать, то возникает вопрос, как игроки будут обмениваться данными. Вот тут и нужен оператор, который можно создать на основе системы цифровых профилей.

В digital-экономике бесконечно много игроков, а связей между ними еще больше. И чтобы заполучить данные, каждый должен договориться об обмене с другим. Если появится какой-то единый центр, который станет и реестром идентификаторов клиентов, и площадкой для обмена и синхронизации данных, и будет контролировать их достоверность и безопасность, то сложность системы упадет радикально. Договариваться через такой единый центр будет намного проще.

Как это может выглядеть? Допустим, крупный ретейлер делает запрос: «У меня есть такой-то пользователь. Какую товарную группу ему лучше предложить?» Реестр видит, что такой профиль соответствует идентификатору определенного человека, запрашивает о нем других участников системы и формирует ответ для ретейлера: «Этому клиенту лучше продавать детские товары. Деньги за данную информацию вы должны такому-то магазину».

Обеление рынка

Именно в этом суть системы цифрового профиля. Сам реестр будет хранить лишь три идентификатора — СНИЛС, ИНН и номер паспорта. Но всего он объединит 57 видов личных данных; просто разные данные будут храниться у разных ведомств. Причем этих трех идентификаторов даже много — в 99% случаев для идентификации достаточно фамилии, имени, отчества и даты рождения. Государству такая система тоже нужна: есть федеральные и московские «Госуслуги», МФЦ и куча других сервисов, которые могли бы обмениваться друг с другом данными.

Оператор необязательно должен быть один. Их может быть несколько, но все должны пользоваться доверием игроков рынка. Пример такого оператора на банковском рынке запустили Visa и бюро кредитных историй «Эквифакс» — сервис для оценки вероятности дефолта заемщиков. Идея в том, что для определения платежеспособности клиента при выдаче кредита можно посмотреть на историю его трат по банковским картам. Но это частный случай, ведь одна площадка может объединять данные и банков, и мобильных операторов, и интернет-магазинов, и других игроков.

Конечно, при создании подобной системы нужно будет решать не только вопросы удобства обмена данными, но и их безопасности. Пока законодательство не дает ответов на вопросы, должен ли пользователь получать что-то за использование его данных, какими данными могут обмениваться компании, а какие не должны передаваться, как избежать того, чтобы данные не попали в руки злоумышленника. В любом случае надо признать, что в России уже существует серый рынок персональных данных, потенциал которого оценивается в 30 млрд руб. Но чтобы вывести этот рынок в белую зону, нужны соответствующие инструменты, которые могут быть созданы как раз на основе цифрового профиля гражданина.