Телеканалы предложили создать единого поставщика их контента в Сети

Против выступают сотовые и спутниковые операторы, которые сейчас за него ничего не платят
Телеком Индустрия развлечений Статьи РБК
Телевещатели предложили создать единого оператора распространения контента каналов первого и второго мультиплексов в Сети, чтобы самим зарабатывать на нем. Сотовые и спутниковые операторы, которые сейчас не платят за такой контент, естественно, против
Фото: Артем Геодакян / ТАСС
Фото: Артем Геодакян / ТАСС

Национальная медиа группа (НМГ), среди активов которой «СТС Медиа», телеканалы РЕН ТВ, «Пятый канал» и т.д., выступила с идеей законодательно закрепить создание в России единого оператора, который будет распространять контент первого и второго мультиплексов, в которые входят 20 крупнейших российских телеканалов, в интернете. Этот оператор будет выступать посредником между каналами и сторонними ОТТ-сервисами (Over the Top — телевидение через интернет; сервис такого рода представляют Ivi, «МТС.ТВ», Megogo и др.).

Соответствующее предложение представитель НМГ обнародовал на заседании Медиа-коммуникационного союза (МКС, объединяет крупнейшие медиахолдинги и операторов связи), состоявшемся на прошлой неделе, рассказали РБК четыре источника в телекоммуникационной отрасли. На этом заседании присутствовал глава Роскомнадзора Александр Жаров. Единый оператор может быть создан «под эгидой Роскомнадзора», сказали два собеседника РБК.

Ранее предложения МКС уже становились законами. Например, по инициативе союза с 1 июля 2017 года в России был введен запрет для иностранцев владеть более чем 20-процентной долей онлайн-кинотеатра, если российские пользователи составляют менее 50% его аудитории.

Может ли идея об едином интернет-продавце ТВ-контента стать обязательной, разбирался РБК.

Какая компания может претендовать на статус единого оператора

НМГ не уточняла, кто мог бы стать таким оператором, но два собеседника РБК напомнили, что НМГ является совладельцем проекта «Витрина ТВ» — онлайн-платформы, созданной холдингом вместе с «Первым каналом», «СТС Медиа» и ВГТРК. «Витрина ТВ» занимается трансляцией контента принадлежащих ее учредителям телеканалов в интернете.

Директор по контентной политике «Ростелекома» Александр Косарим подтвердил РБК, что одним из решений, которое вещатели обсуждали на заседании МКС, является уже действующая «Витрина ТВ». «В настоящее время «Ростелеком» проводит техническое тестирование этого решения. Компания готова работать с вещателями в этом направлении», — отметил он.

Какие аргументы приводятся в пользу создания такого оператора

Представитель НМГ настаивает, что заявленная идея — это «не частная инициатива холдинга, а единая позиция всех вещателей». «Создание подобного оператора позволит обеспечить единые принципы распространения ТВ-каналов в интернет-среде, усилить борьбу с нелегальным распространением ТВ-сигнала, внедрить единую систему измерений, что в конечном итоге повысит для вещателей эффективность монетизации контента в Сети», — заявил РБК представитель НМГ. По его словам, позиция вещателей заключается в том, что монетизация ТВ-сигнала в интернете, так же как в эфирной и платной средах, «должна быть полностью на стороне каналов».

Если все видео от каналов первых мультиплексов будет идти через одну точку, Роскомнадзору будет проще бороться с незаконным контентом в Сети, привел один из аргументов за создание подобного оператора собеседник РБК.

Глава МКС Михаил Демин передал через пресс-службу, что вопрос распространения мультиплексов в ОТТ-среде пока обсуждается.

Представитель Роскомнадзора Вадим Ампелонский сообщил, что ведомство наблюдает за дискуссией, но в ней не участвует, но назвал вопрос об единой точке подключения уместным. Распространение в телеэфире уже идет через одну точку — вещание мультиплексов осуществляет ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (РТРС), и такая модель доказала свою эффективность. «Концепция единого оператора онлайн-вещания позволяет обеспечить доступность одинакового контента для широкой интернет-аудитории, — отметил он. — Это в конечном итоге способствует решению задачи по формированию единого национального информационного пространства». В то же время Ампелонский подчеркнул, что для решения этого вопроса необходима дискуссия, в ходе которой позиции операторов связи, вещателей, производителей контента и OTT-сервисов будут сближены.

Представители «Первого канала», ВГТРК и «Газпром-Медиа» отказались от комментариев. По словам источника в компании — учредителе «Витрина ТВ», пока варианта, который всех бы устроил, — нет.

Чей контент должен транслировать единый оператор

Мультиплексы созданы в рамках отказа от аналогового вещания в пользу цифрового. Мультиплекс — это пакет каналов, который вещает на одной частоте. В рамках перехода на «цифру» была построена инфраструктура для распространения на всей территории страны двух мультиплексов. Первый строился на государственные деньги, второй — на средства самих вещателей.

В каждый мультиплекс входят десять каналов. В первый — «Первый канал», «Россия 1», «Россия К», «Россия 24», НТВ, «Пятый канал», «ТВ Центр», «Карусель», «Матч ТВ» и Общественное телевидение России. Во второй — СТС, «Домашний», ТНТ, ТВ3, «Пятница», РЕН ТВ, «Муз ТВ», «Звезда», «Мир» и «Спас».

Как продается телеконтент для Сети сейчас

По словам одного из собеседников РБК, согласно концепции НМГ, все операторы, которые захотят транслировать контент каналов первого и второго мультиплексов в интернете, должны будут получать интернет-версии такого контента только у единого оператора. При этом трансляции должны осуществляться через плееры, которые предоставит стороннему сервису владеющий контентом канал.

Фото: Артем Геодакян / ТАСС
Фото: Артем Геодакян / ТАСС

Сейчас ОТТ-сервисы договариваются непосредственно с медиахолдингами на право трансляции их контента в интернете, напомнил гендиректор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин. Однако операторы спутникового или кабельного телевидения, у которых есть собственные ОТТ-платформы («МТС.ТВ» у МТС, «БилайнТВ» у «ВымпелКома»), получая эфирный контент телеканалов от РТРС, зачастую транслируют его в интернете на своих сервисах. «Операторам связи важно предоставлять одинаковое вещание на всех экранах. Однако, забирая сигнал для своих ОТТ-платформ в РТРС, оператор фактически использует контент вещателей в новой среде, на которую у телеканалов может не быть прав. Единый, подконтрольный вещателям источник сигнала для ОТТ-среды мог бы решить эту проблему, а также за счет определенных технологических решений создать для вещателей дополнительные возможности монетизации, в первую очередь за счет таргетированной рекламы», — пояснил Бырдин.

Еще в начале ноября 2016 года «Первый канал» публично обвинил «большую тройку» в нелегальном распространении контента канала в интернете. Представитель канала настаивал, что в ОТТ-сервисах «МТС ТВ», «МегаФон.ТВ» и «Билайн ТВ» пользователи могли получить доступ к эфирным продуктам вместо тех, которые предназначены только для распространения в онлайн-среде. Сам канал в этом случае не мог зарабатывать на той рекламе, которую видели пользователи интернета.

По итогам 2018 года рекламные доходы телеканалов достигли 187 млрд руб., а доходы интернет-площадок от распространения видеоконтента составляли 10 млрд руб., но темпы роста рекламы в онлайн-видео были в два раза выше, чем на ТВ, — 21 против 9%.

Почему сотовые операторы против инициативы

Против предложенного механизма выступили операторы спутникового телевидения и операторы связи, сказали собеседники РБК. Участников рынка не устраивает обстоятельство, что, если весь контент первых двух мультиплексов будет сконцентрирован в руках одного оператора, им, скорее всего, придется платить за версии каналов для ОТТ-сервисов. «Также сервисы не смогут вставлять в видео свою рекламу и получать от этого доход, так как придется использовать стороннее программное обеспечение», — отметил собеседник, близкий к одному из спутниковых операторов.

Опасаются сотовые операторы и за технологическое решение. По словам одного из собеседников РБК в операторе из «большой четверки», интегрировать чужой плеер — «долго, дорого и местами невозможно». «Остается неясным, как будет обеспечиваться бесшовность смотрения на разных устройствах в разных средах», — пояснил собеседник РБК.

Официально комментировать предложение НМГ в МТС, «МегаФоне» и «ВымпелКоме» отказались.

«Единый оператор контента для OTT — это попытка создания негосударственной монополии, что приведет к ухудшению качества услуг видеосервисов и росту цены за контент для них, — считает Кирилл Филиппов, гендиректор SPB TV, провайдера решений для трансляции теле- и видеоконтента на различные устройства. — Это все негативно скажется на бизнесе онлайн-кинотеатров и операторов связи, которые имеют свои ОТТ-сервисы, и повлияет на отрасль в целом. По сути, это аналог РТРС, но только для интернета, но такой механизм для сформированного и хорошо функционирующего рынка видео в интернете не оправдан».

По словам гендиректора видеосервиса «Megogo Россия» Виктора Чеканова, «создание новой окологосударственной монополии заставит весь рынок перекраивать хорошо отлаженную за длительное время юридическую, программную и техническую инфраструктуру работы с телеканалами». Он высказал сомнение, что новая система как-то повлияет на пиратов, предположив, что те будут работать по старинке.

Представители других онлайн-кинотеатров, Ivi и TVZavr, отказались от комментариев.