РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Илья Шилов

Что должна уметь ваша система управления складом

Ретейл Логистика Статьи РБК
В России и мире растут объемы интернет-торговли, куда приходят в том числе традиционные ретейлеры. Они расширяют площади складов, но не всегда знают, как грамотно управлять этими площадями и что необходимо предусмотреть

По прогнозам Morgan Stanley, в ближайшие пять лет российский рынок электронной коммерции вырастет более чем в 2,5 раза, до 3,491 трлн руб. Интернет-магазинам нужны склады.

Согласно данным Knight Frank объем ввода складских площадей в России в 2018 году уже вырос на 40%, половину сделок (50%) формирует сегмент розничной торговли. Аналитики ожидают, что в ближайшие два года высокий спрос на складские площади сохранится, а размер складов увеличится. О своих планах по строительству или аренде крупных логистических центров уже объявили такие компании, как Lamoda, «ВкусВилл», «Лента».

Российские розничные сети инвестируют в развитие разнообразных онлайн- и офлайн-форматов и повышение стандартов качества обслуживания клиентов, постепенно вытесняя с рынка мелких игроков.

  • Сеть магазинов «ВкусВилл» запускает доставку готовых блюд на дом и открывает точки самообслуживания в бизнес-центрах.
  • X5 Retail Group внедряет в своих торговых сетях технологии прогнозирования спроса и пополнения товарного запаса, повышая доступность товаров на полках. В компании действует магазин-лаборатория для быстрого тестирования новых технологий, которые можно использовать для повышения качества обслуживания клиентов.
  • «М.Видео-Эльдорадо» развивает региональную сеть и открывает магазины нового формата «Эльдорадо 600» — небольшие точки шаговой доступности.

Конкуренция ужесточается, а покупательная способность населения падает. Согласно официальным оценкам Росстата реальные доходы россиян снижаются с 2014 года. В 2018-м падение составило 0,2%. В результате ретейлерам приходится бороться за каждого клиента. Побеждает тот, у кого товары стоят дешевле, а уровень сервиса оказывается выше.

Это значит, логистика должна работать как часы:

  • полки в магазинах не должны быть пустыми,
  • доставка товара должна быть быстрой,
  • заказы должны быть собраны без ошибок.

Склад — сердце логистической инфраструктуры компании. Розничные сети, e-commerce и дистрибьюторы озабочены эффективностью управления огромными складами. Постоянно растущие объемы и ассортимент товара на складах требуют решения задач по поддержанию их оптимальной оборачиваемости и уменьшению резервных запасов. Процессы приемки и отгрузки товара проходят в режиме 24х7. В этих условиях критически важной становится минимизация влияния человеческого фактора.

Ко всему прочему, регуляторы ужесточают требования по учету движения некоторых видов продукции, например алкоголя или лекарств.

  • С 1 января 2016 года вся информация о закупках и поставках алкогольной продукции должна передаваться в ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система).
  • С 1 июля 2018 года все участники рынка, работающие с продукцией животного происхождения, обязаны оформлять электронные ветеринарные сопроводительные документы в ФГИС «Меркурий».
  • С 1 января 2020 года планируется введение полномасштабного использования федеральной государственной информационной системы мониторинга движения лекарственных препаратов от производителя до конечного потребителя (ФГИС МДЛП).

С учетом всех этих требований управлять складом без современных средств автоматизации становится практически невозможно. В качестве базовой программной платформы компании используют системы управления складом (или WMS, Warehouse Management Systems).

WMS-система позволяет управлять всеми складскими бизнес-процессами в режиме реального времени. Для этого пространство склада делится на несколько зон, где с товаром проводятся разные операции (приемка, размещение, пополнение, отбор, упаковка и отгрузка). С помощью сканирования штрихкодов в системе фиксируются:

  • данные о товаре,
  • характеристики складской техники,
  • информация о персонале,
  • данные обо всех проводимых операциях.

Таким образом, WMS-система позволяет:

  1. Выстраивать оптимальные стратегии проведения складских операций с использованием имеющихся ресурсов.
  2. Автоматически выдавать задания на сбор заказов.
  3. Контролировать степень загрузки зон хранения и т.д.

Автоматизация даже базовых складских операций требует разработки все более сложных стратегий и алгоритмов работы с товаром, которые могли бы учитывать:

  • специфику планировки складских площадей для оптимальной загрузки,
  • особенности организации мест хранения товара (например, на палетах или штучное),
  • характеристики товара,
  • многообразие единиц измерения (например, весовой или мерный товар),
  • соблюдение сроков годности (в случае с продовольственными товарами),
  • правила совместимости и температурного режима хранения,
  • типы и количество используемой на складе погрузочной техники и многое другое.

Возможность быстрой и точной настройки в WMS-системе уникальных для каждого склада алгоритмов обработки товаров обеспечивает требуемый уровень сервиса и снижает логистические издержки за счет оптимизации использования дорогостоящих складских площадей, техники и персонала.

Компания ЭТМ, крупный российский дистрибьютор электротехники, подсчитала, что после внедрения системы WMS на своих складах скорость сбора заказов выросла на 20–25%, точность проведения операций достигла 99,9%. Другие пользователи складских систем отмечают увеличение пропускной способности склада на 20%, снижение численности персонала на 20%, уменьшение резервного запаса товара на 50%.

Правильный выбор ИТ-решения

Чаще всего при выборе системы автоматизации склада российские компании руководствуются двумя основными критериями: