РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

Деньги на данных: три препятствия для монетизации big data в России

IT Статьи DIS Group
Российские компании учатся зарабатывать на больших данных. На этом пути они совершают достижения и встречаются с препятствиями. Какие, рассказывает Павел Лихницкий, гендиректор DIS Group
Фото: Роман Пименов / Интерпресс / ТАСС
Фото: Роман Пименов / Интерпресс / ТАСС

Как превратить данные в деньги

Большие данные (big data) — данные, которые собираются в больших объемах, в разных форматах и на больших скоростях (обычно для определения больших данных используются классические три V — Volume (объем), Variety (разнообразие), Velocity (скорость)). Эти три V открывают возможности для монетизации больших данных.

Раньше данные применялись только для описательной аналитики (например, для фиксации выполнения ключевых показателей эффективности — KPI, составления корпоративной отчетности) и повышения операционной эффективности. Эти области монетизации данных продолжают развиваться. Согласно данным нашего опроса, 25% представителей крупного и среднего бизнеса активно используют данные для принятия управленческих решений, а 23% — для повышения операционной эффективности. Однако с появлением big data появились и такие методы применения данных, как:

  • поиск инсайтов (полезные для бизнеса закономерности в данных),
  • тестирование бизнес-гипотез,
  • масштабная визуализацию данных,
  • предиктивная аналитика — методы анализа, с помощью которых можно предсказать поведение объекта.

Предиктивную аналитику, в частности, используют для:

  • прогнозирования продаж,
  • обнаружения мошенничества (например, предиктивные алгоритмы сами определяют, какие из страховых или кредитных заявок мошеннические),
  • маркетингового и клиентского анализов,
  • создания рекомендательных сервисов,
  • предсказания поломок и сбоев в работе оборудования.

Чаще всего большие данные используются для создания персональных предложений.

Все перечисленные способы использования относятся к так называемой внутренней монетизации данных (повышение эффективности ведения бизнеса внутри компании). Однако существует и внешнее направление монетизации. Теперь организации могут продавать свои данные и результаты их аналитики. Три процента опрошенных нами респондентов утверждают, что их компании используют этот способ монетизации.

Как и в любой другой сфере, в монетизации больших данных есть и достижения, и проблемы.

Достижение № 1. В лидирующих отраслях прибыли от внешней монетизации больших данных растут