РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Чем освежить торговый центр: между библиотекой и зоной спа

Недвижимость Ретейл Статьи РБК
Торговые центры все чаще хотят дать своим клиентам как можно больше впечатлений. О том, что можно внедрить в торговое пространство уже сейчас, рассказал Акоп Сейсян, исполнительный директор консалтинговой компании RealJet
Фото: Taylor Weidman / Bloomberg
Фото: Taylor Weidman / Bloomberg

Ретейл для гаджетов

Сегодняшний покупатель все больше и больше времени проводит в интернете, а значит, вполне логично, что в торговых центрах появляются целые магазины, обслуживающие нашу виртуальную реальность. Продажи беспроводных наушников в России, по оценкам объединенной компании «Связной — Евросеть», в прошлом году в денежном выражении выросли на 214%: в 2018 году было продано более 3 млн беспроводных наушников на сумму 13,3 млрд руб. Растут продажи и других устройств и аксессуаров — от чехлов и зарядных устройств до телефонных брелоков и жидкостей для очищения экрана.

Ретейлеры чутко наблюдают за этими показателями и уже сейчас открывают магазины нового формата в галереях и на «островах», прозванные в профессиональной среде «все для моего питомца-телефона». Отличие от обычных магазинов бытовой техники и аксессуаров — в атмосфере: лучшие из них копируются с аналогичных форматов в Корее и Японии. Там магазины — отдельное пространство с креслами, напитками и «продавцами нового поколения», у которых принципиально другой подход к клиенту. Они не «впаривают» товар за процент от продаж, а стремятся понять потребности покупателя, рассказать об интересных фишках продукта и тут же научить клиента ими пользоваться.

Experience-форматы

Покупатели в ТЦ все активнее стремятся к «самостоятельности», и это открывает новые возможности для ретейла. И дело не только в роботизированных кассах, виртуальных примерочных и роботах-продавцах, но и в самостоятельном получении интересного потребительского опыта — что называется, без посредников. Например, сеть «М.Видео» еще полтора года назад открыла специальные зоны мобильной виртуальной реальности, где покупатели могут бесплатно и самостоятельно протестировать оборудование низкого и среднего ценовых сегментов в категории VR-очков и шлемов, а также контент для него. Тогда же компания заявила о том, что планирует развивать experience-формат взаимодействия с клиентами, создавая демоплощадки для категории премиум VR-гаджетов.

Значит это только одно: компании поняли и приняли то, что покупатели стремятся к самостоятельности и хотят, чтобы их, наконец, оставили в покое. Не потому, что продавцы больше не нужны в принципе, но потому, что магазины новых форматов должны быть устроены с возможностью самостоятельного тестирования и покупки самых разных товаров. В перспективе такие форматы, вероятно, займут «острова» и общественные пространства в торговых центрах, став частью концепции «покупай, развлекаясь».