Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 90₽ 30₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Лента новостей
PRO Все новости
Мобильный террор: как сервис доставки разозлил курьеров — Bloomberg HR, 19 июл, 17:21 Ближе к звездам: космос для бизнеса. Дайджест иностранных СМИ IT, 19 июл, 16:35 Далеко на Север: как государство стимулирует инвестиции в Арктику Право, 19 июл, 15:27 Гендиректор «Ленты» Герман Тинга – о новой реальности российского ретейла Потребительские товары, 19 июл, 14:25 Ваш иск оплачен: как небольшим компаниям без нужных связей выиграть суд Право, 19 июл, 13:15 «Умный» HR: технологии интеллектуального управления персоналом IT, 19 июл, 12:15 Не ждали: что делать при внеплановой налоговой проверке Право, 19 июл, 11:02 Жонглирование словами: как отличить искусственный интеллект от подделки AI, 19 июл, 10:01 Спор из-за повышенных задним числом налогов дошел до Верховного суда Недвижимость, 19 июл, 09:03 Прогресс вместо стресса: зачем в компаниях практикуют майндфулнесс Менеджмент, 19 июл, 08:59 Почему автогиганты отказываются от обаятельных малолитражек — Bloomberg Промышленность, 19 июл, 08:04 Мохнатая лапа в правительстве: как робот-мишка встретился с Путиным AI, 19 июл, 07:59 Похлопайте коллегу по плечу виртуально: как организовать удаленку HR, 18 июл, 17:58 Что цифровые технологии значат для строителей Строительство, 18 июл, 16:01
 
0 
Елена Стюарт Будущее генподрядчиков в России: как выжить, если ты «НеСтройтрансгаз»
Право
Россия потратила на Игры в Сочи 1,5 трлн руб. Бóльшая часть этой суммы пошла на строительство объектов. Строители, однако, не заработали, а некоторые титаны отрасли даже разорились. Ситуация подняла на поверхность давние проблемы генподрядчиков в России

Олимпиада в Сочи разорила:

  • омский «Мостовик»

Спроектировал и построил более ста мостов и путепроводов по всей России, включая вантовый мост «Живописный» в Москве и мост на остров Русский во Владивостоке. В мае 2015 года компания признала, что из-за строительства олимпийских объектов (стадион «Фишт», санно-бобслейная траса в Сочи) и Приморского океанариума (в рамках саммита АТЭС) понесла убытки на 57 млрд руб.

  • «Тоннельдорстрой»

Выступал подрядчиком строительства дорог с 1979 года. Компания возвела мост через реку Сочи, две транспортные развязки и пять тоннелей для дублера Курортного проспекта. В 2014 году она обанкротилась.

  • «Инжтрансстрой»

Проложил автомобильную дорогу между курортами «Альпика-Сервис» и «Роза-Хутор». Через несколько месяцев корпорация объявила о самоликвидации из-за разночтений с заказчиком в определении стоимости объектов.

Список можно продолжить, но лучше обратиться к мировому опыту строительства значимых инфраструктурных объектов. Там найти примеры банкротств подрядчиков будет непросто. Так в чем же дело?

Колхоз — дело добровольное, или Жадность порождает бедность

Никто не заставляет российские строительные компании соглашаться на условия заказчиков. Да, вносить изменения в договор подряда с заказчиком крайне сложно. Однако еще сложнее заставить генподрядчика осознать все риски, которые он понесет, согласившись на все условия заказчика. Строительные компании зачастую так хотят получить аванс и пополнить проектный портфель, что это затмевает кажущиеся гипотетическими юридические и финансовые риски.

В большинстве случаев иностранный подрядчик не подпишет договор строительного подряда, если его не устраивают условия заказчика. Потому что он опирается на внутренние правила компании (internal corporate policy), утвержденные советом директоров. Эти правила называются в разных компаниях по-разному, но суть одна: они устанавливают то, чего компания не может делать в отношениях с заказчиком ни при каких обстоятельствах. Даже если надо построить Ноев ковчег.

Что иностранный подрядчик не может делать в отношениях с заказчиком

  1. Брать аванс размером менее 35% от стоимости договора, если она ниже определенной суммы.
  2. Давать одновременно банковскую гарантию на исполнение договора (performance bond) и гарантию материнской компании (parent company guarantee).
  3. Отвечать за достижение гарантийных показателей объекта при вводе его в эксплуатацию, если лицензиар технологии другая компания.

Это всего три пункта, в реальной же практике таких «нельзя» очень много.

За рубежом, если заказчик очень хочет подписать договор подряда на своих условиях, он пишет письмо совету директоров. В письме объясняет, что банк не предоставит ему 85% финансирования объекта, если в договоре с генподрядчиком не будет трех банковских гарантий, гарантии материнской компании, а рейтинг страховщика будет ниже ААА (максимальный уровень надежности. — «РБК Pro»).

И это не все: придется использовать еще кучу инструментов, являющихся частью индикативных условий кредитного договора — основных условий договора, в соответствии с которыми банк предоставит финансирование (срок кредитования, процентная ставка, обеспечение по кредиту и т.д.). Вы думаете, это письмо сломит совет директоров строительной компании и он разрешит заключить договор подряда на условиях заказчика? В 70% случаев банку вместе с заказчиком придется идти на поклон к совету директоров, а в итоге он все равно изменит индикативные условия кредитного договора.

Так что же мешает российскому подрядчику вести себя так, как иностранные заказчики? Перенасыщенность строительного рынка и страх, что заказчик в одночасье найдет другого подрядчика? Если каждый генподрядчик будет жестко отстаивать свои интересы при переговорах с заказчиком, даже если заказчик — госкомпания, могут произойти перемены.

Договор дороже денег

Качество предпроектной документации — отдельная большая тема. Российские подрядчики закрывают глаза на «сырую» проектную документацию, которая не дает возможности в полной мере просчитать стоимость строительства объекта. И здесь мы снова возвращаемся к договору строительного подряда. В нем можно отдельно прописать ответственность заказчика за качество, степень проработанности и достоверности исходных данных, а как следствие и за увеличение стоимости строительства.

Пожалуйста, представьтесь, чтобы получить бесплатный доступ