РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Как бывший морпех печатает машины будущего на 3D-принтере

Машиностроение Инновации Статьи Bloomberg
Прежде чем пойти служить, Джон Роджерс успел поработать в авиакосмической промышленности, на производстве медицинской техники и в банковском бизнесе. В армии он решил совершить революцию в машиностроении. О том, как он это cделал, рассказал Bloomberg
Джон Роджерс
Джон Роджерс (Фото: Lyndon French / Bloomberg Businessweek)

В безлюдном промышленном районе в пригороде Ноксвилла, штат Теннесси, есть автомобильный завод, не похожий ни на один другой. В помещении размером с небольшой супермаркет почти нет привычных для такого производства насосов, механических манипуляторов и конвейерной ленты с кузовами автомобилей. Вместо всего этого в центре помещения — самый большой 3D-принтер в мире.

Когда головки принтера двигаются, техника практически не издает звуков. Вокруг ходят программисты с ноутбуками и эксперты по контролю за качеством с планшетами. Они вносят изменения в дизайн и подстраивают датчики будущего микроавтобуса. За комнатой сборки — помещение, где творится волшебство: здесь молодые ученые синтезируют нанополимеры и тестируют новые материалы на прочность, электро- и теплопроводность.

Микроавтобус называется Olli, это очередной необычный продукт стартапа Local Motors, которому уже 11 лет. Микроавтобус стоит примерно $400 тыс. При высоте 2,4 м, ширине 2,1 м и длине почти 3,7 м беспилотный электробус вмещает до 12 пассажиров, вызвать его можно с помощью приложения. По задумке создателей, Olli должен перевозить людей в перегруженных деловых и торговых районах крупных городов, образовательных центрах; помогать пожилым людям перемещаться в пригородах, где плохо развит общественный транспорт.

По желанию заказчика на основе микроавтобуса можно сделать машину скорой помощи, передвижной пункт бесплатного питания или лекционную аудиторию на колесах. Кроме того, элементы искусственного интеллекта позволяют Olli поддерживать диалог с людьми. Однажды, надеется сооснователь и глава компании Джон Роджерс, микроавтобус будет достаточно «умным», чтобы поделиться с пассажиром изысканным рецептом, перестроить маршрут и проехать мимо лавки с лучшими ингредиентами для блюда.

Первые испытания Olli прошел в июле 2016 года на стройплощадке в Мэриленде. С тех пор микроавтобус испытывали в городских условиях в Берлине, Копенгагене и других городах. Когда прошлой осенью Olli вывели на рынок, у Local Motors были заказы на 70 машин. Среди первых покупателей — Goodyear Tire & Rubber, Университет штата Нью-Йорк в Баффало, власти города Аделаида в Австралии и крупнейший дистрибьютор автомобилей в Дании Semler Gruppen.

Но планы основателя не ограничиваются продажей машин. «Множество компаний делают машины, — говорит Роджерс, бывший военный, который носит бабочки и короткую стрижку. — Это не про нас. Мы хотим перевернуть эту отрасль с ног на голову».

Морская пехота вместо MBA

Несмотря на то что сегодня у компании такая амбициозная цель, история происхождения Local Motors полна случайностей и совпадений. В 1999 году Роджерс пошел служить в морскую пехоту, пытаясь привнести порядок в свою бессистемную карьеру. До этого он успел поработать в авиакосмической промышленности, на китайском производстве медицинской техники и в инвестиционно-банковском бизнесе. Вступление в ряды вооруженных сил тоже носило несколько случайный характер. Роджерс собирался пойти на MBA в Стэнфорд, но в ознакомительный день познакомился с будущим однокурсником, который раньше служил морпехом. «Зачем тебе в бизнес-школу? — спросил тот, когда услышал о карьерных странствиях нового знакомого. — Ты уже разбираешься в бизнесе и инвестициях, тебе надо научиться руководить людьми». Спустя несколько месяцев Роджерс был в армии, не зная, впрочем, зачем он там и что ему там надо. В итоге он отслужил два срока и побывал в Ираке.