РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
Альбина Нанумян

Временный сотрудник vs «сын бухгалтера»: кого выгоднее нанять

HR Инструкции Ancor
Когда компании нужно заменить отсутствующего сотрудника, встает непростой вопрос: где быстро найти замену и сколько это стоит?

Кому и что делегировать

Делегировать обязанности другому сотруднику компании можно, если обязанности отсутствующего и замещающего идентичны. Делегировать чужие обязанности — значит ставить совершенно другие задачи и создавать дополнительный объем работы для сотрудника. Это отражается на качестве работы и сроках ее выполнения, повышает риски для компании и косвенно увеличивает расходы.

Кейс

В компании работает только один секретарь. Он уходит на больничный на две недели, и его необходимо заменить. Есть два возможных решения:
— доверить работу человеку, порекомендованному сотрудником компании;
— нанять временного сотрудника.

Рассмотрим плюсы и минусы, а также стоимость каждого решения для работодателя.

Решение 1. Сотрудник по рекомендации

Как это работает
Представитель HR-департамента делает рассылку или публикует на внутреннем сайте новость, что компании на две недели требуется секретарь, и просит коллег порекомендовать человека, готового выйти на работу. Затем HR оценивает всех кандидатов и приглашает на работу выбранного.

Плюсы

  • Если сотрудники компании активно откликаются на подобные просьбы, HR оперативно получит несколько рекомендаций.
  • Рекомендованные кандидаты, скорее всего, лояльны компании и примут приглашение выйти на временную работу.

Минусы

  • Рекомендации могут быть некачественными: люди часто необъективно оценивают профессиональные качества друзей или родственников, преувеличивая их достоинства и игнорируя недостатки. В результате выбранный кандидат может провалить уже первый рабочий день, и с ним придется расстаться.
  • Получив несколько рекомендаций, HR-менеджер вынужден выбирать, учитывая не только качества кандидата, но и личность рекомендателя. Не все сотрудники готовы услышать, что их родственник или друг не подходят на открытую позицию.
  • Если ни один из рекомендованных специалистов не подойдет, процесс поиска придется начинать сначала.

Стоимость
Средняя заработная плата секретаря на ресепшен составляет 40–45 тыс. руб. Для удобства расчетов возьмем нижнюю границу диапазона — 40 тыс. руб. Разделив эту сумму на среднее количество рабочих часов в месяц (164), получим 243,9 руб. в час. С учетом НДФЛ (13%) сумма возрастет до 275,6 руб. в час. Стоимость затрат с учетом страховых взносов (при заключении ГПД — 27,1%, при заключении СТД — 30,2%) составит 350,3 или 358,8 руб. в час соответственно.

Компания также несет дополнительные расходы. Новому сотруднику нужно обеспечить кадровое и финансовое сопровождение:
— внести его данные в систему и сформировать личное дело;
— оформить договор;
— вести учет времени работы;
— рассчитать и выплатить вознаграждение;
— уплатить НДФЛ и страховые взносы;
— расторгнуть договор по окончании работы;
— сдать отчетность в ПФР и другие фонды;
— выдавать справки по требованию.
Это оплачиваемые рабочие часы сотрудников департаментов финансов и HR. Стоимость такой работы зависит от эффективности бизнес-процессов и может отличаться в разных компаниях. Например, для нашей компании сумма дополнительных затрат на такой проект составляет более 4 тыс. руб.

Таким образом, для привлечения временного секретаря сроком на две недели компания потратит 32 024 руб. при заключении ГПД (350,3 * 8 * 10 + 4000) и 32 704 руб. при заключении СТД (358,8 * 8 * 10 + 4000).

Если выбранный кандидат не подойдет, необходимо учесть дополнительные расходы на кадровое и финансовое сопровождение нового сотрудника. Итоговая сумма при заключении СТД составит 36 704 руб.

Решение 2. Временный сотрудник

Как это работает
HR самостоятельно просматривает и отбирает резюме кандидатов, проводит собеседование и приглашает на работу лучшего сотрудника или обращается к провайдеру, который предоставляет отвечающего требованиям временного сотрудника на необходимый срок.

Плюсы

  • Найденный HR-менеджером или предложенный провайдером сотрудник будет иметь навыки, необходимые для работы на позиции секретаря: умение принимать звонки и работать с курьерской службой, владение иностранным языком. Выбор кандидата обусловлен только его профессиональными качествами.
  • Почти стопроцентная гарантия, что предложенный провайдером временный сотрудник справится с порученной ему работой, а также бесплатная замена неподошедшего сотрудника.

Минусы

  • Если HR-менеджер ищет сотрудника самостоятельно, ему потребуется больше времени.
  • Если провайдер привлекается впервые, потребуется время на согласование и подписание договора.

Стоимость
Стоимость самостоятельного поиска временного сотрудника рассчитывается так же, как и в первом варианте. Расходы составят 36 704 руб. при заключении СТД. Преимущество самостоятельного поиска временного сотрудника состоит в самом процессе отбора, качестве кандидатов и значительно более широком выборе. На работных сайтах в десятки раз больше резюме, чем откликов по рекомендации.

Стоимость услуг провайдеров варьируется, как правило, от 320 до 380 руб. в час. В данном случае не нужно включать в итоговую сумму кадровое и финансовое сопровождение сотрудника, а также расходы на случай его замены (все это уже включено в стоимость работы провайдера), остается умножить стоимость одного часа на количество рабочих часов. Итоговая сумма составит от 25 600 до 30 400 руб.

Разница между первым и вторым вариантами в несколько тысяч рублей может показаться несущественной, однако учтите, что мы рассмотрели лишь один пример. В действительности бизнесу необходимо заменить того или иного сотрудника гораздо чаще: в период отпусков летом, в период повышенной заболеваемости зимой и осенью, в пиковые сезоны продаж.