РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

Застройщикам на заметку: как россияне выбирают жилье

Недвижимость Жилая недвижимость Исследования
Каковы наиболее популярные стратегии улучшения жилищных условий, привлекают ли россиян апартаменты и ипотека, по каким критериям они выбирают жилье для покупки — в этой главе обзор аналитического центра НАФИ
Фото:Светлана Холявчук / Интерпресс / ТАСС
Фото: Светлана Холявчук / Интерпресс / ТАСС

«РБК Pro» представляет один из разделов масштабного обзора «Потребительские тренды на рынке недвижимости», опубликованного аналитическим центром НАФИ в марте. Этот раздел посвящен жилой недвижимости.

Основные тезисы опроса

  • В 2018 году улучшить жилищные условия в ближайшие три года планировали 28% опрошенных. Это на 7 п.п. выше показателя 2017 года. Чаще всех об улучшении жилищных условий задумывались жители Москвы и Петербурга. Увеличение доли домохозяйств, планирующих улучшить жилищные условия, говорит о том, что на рынке произошел ряд положительных изменений: с начала 2018 года стала доступна льготная ипотека для семей с двумя и тремя детьми, ужесточились требования для девелоперов, с конца 2017 года начал работать Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства, продолжает работать программа помощи ипотечным заемщикам. Все это привело к повышению уровня доверия со стороны населения в плане покупки жилья.
  • Большая часть тех, кто собирается улучшить свои жилищные условия, хотела бы купить жилье (43%). Каждый третий (36%) планирует сделать ремонт или перепланировку имеющегося жилья, а каждый пятый хотел бы построить новое жилье (17%).
  • Наиболее популярный вариант жилья — квартира в многоквартирном доме. Ее выбирает более половины (59%) опрошенных, желающих купить жилье. На втором месте — коттедж в коттеджном поселке (26%). Менее востребованы доли в коммунальной квартире (6%), частные дома (3%) и таунхаусы (3%).
  • Увеличилась доля россиян, которые планируют улучшать жилищные условия за счет собственных средств (61%, рост в 2018 году на 6 п.п. по сравнению с 2017 годом). Ипотечный кредит стали рассматривать реже (23%, сокращение на 6 п.п.), заем у родственников или друзей — чаще (17%, рост на 7 п.п.).
  • Набирают популярность апартаменты. Такой формат жилья наиболее востребован в мегаполисах среди молодых и активных
    людей.
  • Застройщики пытаются заинтересовать молодежь, придумывая дополнительную инфраструктуру — велодорожки, зарядки для электромобилей или зоны Wi-Fi. Но все это не находит отклика.
    Главным для молодежи по-прежнему остаются наличие станции метро в шаговой доступности (79%) и развитая сеть общественного транспорта (43%).
  • Несмотря на снижение ипотечных ставок, россияне не спешат покупать жилье. Это позволяет сделать вывод, что доступность ипотеки нельзя считать основной мотивацией для покупки и главным фактором для перехода от стадии «не собираюсь покупать жилье» к стадии «могу рассмотреть покупку».
  • Россияне стали подходить к выбору квартиры более осознанно: доли тех, кто не мог определить для себя критерии выбора квартиры, сократились с 17% в 2017 году до 2% в 2018 году, застройщика — с 33 до 4%.

Данные получены посредством ежемесячных всероссийских опросов аналитического центра НАФИ, проводимых по национальной выборке в 2 тыс. человек в 46 регионах Российской Федерации в 152 населенных пунктах. Статистическая погрешность данных не превышает 2,7%.