Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 90₽ 30₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Лента новостей
PRO Все новости
Что происходит на столичном рынке сервисных апартаментов Недвижимость, 16:58 Какой товар экспортировать в Китай: от продуктов питания до яхт Маркетинг, 15:00 Аналитики назвали главные итоги торговли лекарствами в 2018 году Потребительские товары, 13:56 Ловушки для охотников: как помешать хедхантеру переманить сотрудника HR, 13:29 Что будет с факторингом в малом и среднем бизнесе в 2019 году Финансы, 13:20 Манипуляции с цифрами: как продать интернет-бизнес подороже Интернет-торговля, 12:04 Российский венчурный рынок в 2018 году вырос в полтора раза IT, 11:14 Временный сотрудник vs «сын бухгалтера»: кого выгоднее нанять HR, 10:34 Цифровые технологии в России: на что делать ставку бизнесу? IT, 08:57 Big data вместо смекалки: как WeWork меняет рабочую среду (Bloomberg) IT, 08:45 Свитшот от морпеха: как бывший военный продает модную одежду на ₽59 млн Интернет-торговля, 07:53 «Умный» поиск: как HR-отделу снизить текучесть кадров HR, 20 мар, 14:21 Как начать продавать товары на Amazon Интернет-торговля, 20 мар, 12:41 Охранная зона: новые ограничения для собственников и застройщиков Недвижимость, 20 мар, 12:03
 
0 
Рога в опасности: ждет ли мир массовое закрытие стартапов-миллиардников
IT Интернет-торговля
Зарубежные эксперты говорят о скором сдувании пузыря «единорогов»: переоценен каждый второй стартап с рыночной стоимостью более $1 млрд. Когда пузырь лопнет, технопроектам станет намного сложнее привлекать инвестиции
Фото: Robert Schlesinger / DPA / ТАСС

В начале марта южнокорейская шопинг-платформа Yello Mobile оказалась на грани коллапса. Еще несколько лет назад компания считалась самым горячим техностартапом в Азии: на пике, в 2015 году, ее оценочная стоимость превышала $4 млрд. Кроме того, Yello Mobile был одним из первых в Южной Корее официальных «единорогов» — стартапов, чья оценочная стоимость составляет $1 млрд или больше. Причина, из-за которой компания может вскоре прекратить существование, кажется частной — против основателя Yello Mobile Ли Сан Хёка подали иски сразу несколько партнеров, которым он задолжал. Но возможно, что за этим эпизодом скрывается больше, чем единичная история. Основанная в 2012 году компания терпела убытки вплоть до 2017 года, когда наконец сумела выйти на довольно скромную ($1,7 млн) прибыль. Причем Yello Mobile потратила несколько десятков миллионов долларов инвестиций на приобретение в общей сложности более 90 других стартапов, которые не принесли ей существенной финансовой отдачи.

Неспособность выйти на ощутимую прибыль — проблема, которая знакома многим стартапам с мировым именем. В последние полгода потерпели крах сразу несколько технопроектов с высокой оценочной стоимостью, в том числе лондонский Blippar, считавшийся главным революционером в сфере технологий дополненной реальности. Это побуждает многих экспертов (таких как, например, Уильям Джейнуэй, известный американский венчурный инвестор и экономист) предрекать, что вскоре мы увидим, как лопается пузырь «единорогов». Он может оказаться поистине огромным: в мировом клубе «единорогов» по состоянию на начало марта числится 327 компаний, а их суммарная капитализация превышает $1 трлн. Среди «вечных стартапов» такие гиганты, как Uber с капитализацией около $72 млрд, его китайский конкурент Didi Chuxing ($56 млрд), WeWork и многие другие. Некоторые из них (Uber, Airbnb и т.п.) готовятся в 2019-м выйти на IPO.

Проблема пузыря «единорогов» еще и в том, что надувать его гораздо легче, чем лопнувший в 2001 году пузырь доткомов, считают экономист Мартин Кенней и политолог Джон Зисман из Калифорнийского университета в Беркли. Пузырь доткомов возник благодаря слепой вере инвесторов в могущество интернета — в конце 1990-х многие ждали, что любой интернет-магазин озолотит своих акционеров. Однако, когда стало ясно, что большинство проектов не могут выйти на прибыль, пузырь лопнул — и инвесторы на долгие годы стали чрезвычайно осторожными. Пузырь «единорогов» растет как благодаря прежнему фактору — невозможности точно прогнозировать потенциал той или иной новой технологии, так и в силу нового — процесс выхода техностартапов на IPO заметно упростился, и инвесторы часто даже не думают о том, способна ли компания, в которую они вкладываются, принести прибыль: им интересно лишь, смогут ли они вовремя продать ее акции по интересной цене. Изначально спекулятивное отношение к бизнесу техностартапов приводит к тому, что их руководство не задумывается, как создать стабильно работающую бизнес-модель, а стремится лишь впечатлить новых инвесторов быстрым ростом выручки.

Пожалуйста, представьтесь, чтобы получить бесплатный доступ