РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

История одного из самых спортивных CEO в мире

Менеджмент Статьи Bloomberg
Глава марки одежды Bjorn Borg Хенрик Бунге, в прошлом путешественник и покоритель Северного полюса, ввел в компании оригинальную систему целеполагания и обязательные тренировки. Корреспондент Bloomberg разобрался в особенностях его стиля управления
Хенрик Бунге
Хенрик Бунге (Фото: Mikael Sjoberg / Bloomberg)

Глава компании Bjorn Borg, шведского бренда дорогого нижнего белья и спортивной одежды, предпочитает, чтобы его называли главным тренером и требует от всех физически здоровых сотрудников участия в еженедельных совместных тренировках — так называемом спортивном часе. Оглядываясь назад, я не вижу ничего странного в том, что Хенрик Бунге хотел, чтобы я немедленно по прибытии в Стокгольм из Нью-Йорка отправился в офис компании на тренировку. Я не спал сутки и еще не позавтракал, когда мне позвонила помощница Бунге и спросила, могу ли я приехать через полчаса, чтобы успеть на тренировку по каякингу.

«Ждать вас он не будет», — предупредила она.

Я помчался через Стокгольм в штаб-квартиру Bjorn Borg, которая разместилась в здании бывшей электростанции. Не успел войти, как услышал свое имя — низкий голос с шведским акцентом приветствовал меня из лофта на втором этаже. Вскоре на лестнице появился обладатель голоса — 45-летний Хенрик Бунге, спортивный, загорелый и, как всегда, куда-то спешащий. Поравнявшись со мной, он протянул мне шлем и проследовал в сторону черного мотоцикла Ducati. «Хороший способ познакомиться поближе», — пошутил он, пока я усаживался сзади. На мотоцикле мы домчались до клуба гребного спорта на берегу озера, где нас уже ждал еще более спортивного вида менеджер по развитию бизнеса Стефан Эрландсcон.

«Вы поймете, что я не очень гибкий человек», — говорит мне Бунге, пока он босой и с веслом в руках идет к своей лодке. Видимо, поэтому мне было так сложно договориться о встрече с ним. Когда сотрудница PR-отдела Borg согласилась на репортаж, она спросила, смогу ли я приехать через три дня. Второй вариант был — через пять недель.

«Я не подстраиваю под кого-либо свое расписание», — говорит Бунге. Он объясняет, что ежедневную утреннюю встречу, которая начинается в 10:00, он заканчивает не позже 11:00, а в 11:01 уже идет к своему велосипеду, чтобы успеть завершить тренировку до полудня. Расписание неприкосновенно. В какие-то дни он занимается кроссфитом, в какие-то — спортивной борьбой. По пятницам — «спортивный час».

Сегодня интервальная тренировка по каякингу с Эрландссоном, любителем бега на сверхмарафонские дистанции, который когда-то на веслах пересек Атлантику. Бунге намерен после получаса гребли успеть поделать силовые упражнения в зале, принять душ и на мотоцикле вернуться к обеду не позже 12:30. В 13:00 — и ни минутой позже — он будет стоять за своим столом, готовый к первой встрече. «Если успеваешь, значит, все под контролем, — говорит он. — Везде успевать вовремя — это такая маленькая победа. Кроме того, это способ показать человеку, с которым ты встречаешься, что уважаешь его».

Хенрик Бунге
Хенрик Бунге (Фото: Bloomberg)

Бунге помог мне донести одноместный каяк до воды и жестом пригласил занять в нем место. Что я и сделал, после чего моментально оказался в воде. Выбравшись обратно на берег, со второй попытки я все же занял место в лодке. После этой вынужденной задержки мы стартовали.

Или, вернее будет сказать, стартовали они, два шведских бизнесмена в очень хорошей форме, а я безуспешно пытался не отстать. При этом тренировка еще даже не началась. К ней они приступили в том месте, где ширина озера достигла нескольких сот метров. Здесь они принялись с бешеной скоростью наворачивать круги, делая между подходами небольшие паузы. Я катался неподалеку, разглядывая уток.

Завершив последний круг, они опять помчались в сторону клуба. После серии упражнений на пресс и подтягиваний мы отправились в душ. Все вместе. Я понимаю, что странно уделять этому такое внимание: все-таки у скандинавов более принято быть обнаженными в обществе других людей, но за много лет работы мне никогда не приходилось быть голым рядом с героем материала. И вот я принимаю душ рядом с главой компании, про которого я пишу, а незадолго до этого мы приехали сюда на его мотоцикле, и я упал в озеро. Что уж говорить, Хенрик Бунге не теряет времени даром.

Пятничные утренние тренировки обязательны для всех, кто здоров и может ходить. При этом они остаются очень популярны среди сотрудников: по их словам, «спортивный час» ждут с нетерпением.

В пятницу утром на всех присутствующих одежда с одним словом — Borg. Оно же на бутылках для воды. По символическому совпадению именно так называлась цивилизация сверхсуществ с коллективным сознанием из вымышленной вселенной «Звездного пути» (Star Trek). Впрочем, это всего лишь дизайнерское решение: вместо полного имени основателя одноименного бренда — легендарного шведского теннисиста Бьорна Борга — на шортах, лосинах и футболках стали указывать только фамилию. Сам теннисист уже никак не связан с компанией.

Borg — публичная компания с известным в Скандинавии и Западной Европе брендом; у нее 48 магазинов и сильное присутствие в интернете. Кроме того, бренд сотрудничает с шведской поп-звездой Робин, а сам Бунге в Швеции известен своим оригинальным стилем управления. Первое же заседание правления, после того как его наняли в 2014 году, прошло в Лондоне и не обошлось без «спортивного часа», в котором принимали участие и предприниматели-миллиардеры. «Если у меня операционный директор, который говорит, что он лучший на планете, но тренируется по четвергам, мы не сработаемся, — говорит Бунге. — Я знаю людей, которые говорят, мол, я не ребенок, могу заниматься, когда хочу. Но здесь дело не в этом».

Корпоративные оздоровительные программы очень популярны в Америке, особенно в технологических компаниях, но в Borg эту культуру вывели на новый уровень: в офисе полезные снеки, проводятся занятия по медитации и мастер-классы от коучей по личностному росту, в переговорках нет стульев. По словам Бунге, раньше стулья были, но он от них избавился, потому что все постоянно сидели. Пятница начинается с часа рефлексии: в полной тишине сотрудники вспоминают свои успехи и неудачи за прошедшую неделю и думают о том, что можно сделать лучше на следующей.

Относительно «спортивного часа» у Бунге есть система приоритетов. «Если вам позвонила жена и сказала, что ее сбила машина, бросайте все», — объясняет он. В том, что касается работы, по его словам, надо выжимать максимум из рабочего времени, концентрируясь в определенное время на чем-то одном. Самый простой способ построить дисциплинированную организацию, по мнению главы компании, — строго следить за временем.

Фото: Bloomberg
Фото: Bloomberg

В конечном итоге все это сказывается на бизнесе компании. Научных исследований корреляции между физической формой сотрудников и их рабочими характеристиками пока мало, но Бунге не сомневается. Как, впрочем, и его сотрудники, с которыми я пообщался в штаб-квартире. «Мы верим, что, живя брендом, то есть становясь более сильной версией самих себя, мы увеличиваем ценность бизнеса», — говорит Лена Нордин, отвечающая за подбор персонала.

Лучшее подтверждение этих слов — сам глава компании. По словам Нордин, большинство управленцев не могут построить такую крепкую корпоративную культуру, так как у них не получается стать ролевой моделью и живым примером всего того, чему они учат.

В погоне за рекордами

Бунге родился в Стокгольме, но детство провел с матерью на острове Готланд в Балтийском море. После школы он два года служил медиком в военном спецназе. Потом пошел учиться на юриста — не понравилось, зато познакомился со своей будущей женой Айно. Юристом Бунге так и не стал. Вместо этого он вместе с армейским другом Магнусом Персcоном отправился в лыжную экспедицию к Северному полюсу.

Экспедиция представляла собой гонку, в которой шведы соревновались с другими командами путешественников, более подготовленными и лучше оснащенными. Но именно эти два новичка в итоге победили, добравшись до полюса за рекордный срок в 41 день. «Все были уверены, что нам просто повезло, — вспоминает Бунге, — но именно тогда я начал формировать концепцию, реализацию которой вы сегодня наблюдаете». Он имеет в виду философию жесткой целеустремленности, на которой базируется его управленческий стиль: «Я понял, что успех в большей степени зависит от умения принимать правильные решения, чем от опыта».

Бунге стал профессиональным путешественником, написал книгу под заголовком Framåt, что в переводе значит «Вперед», начал читать лекции про то, как справляться с трудностями. Но все это не приносило ему чувства самореализации. Погоня за рекордами казалась бессмысленной: большой риск и небольшая отдача. «Получится у тебя или нет — всем по большей части без разницы», — жалуется он. Последним аккордом стало лыжное путешествие по Гренландии в 2001 году.

Когда жена Бунге выиграла грант в Гарвардской школе права, он вместе с ней переехал в Бостон. Там он откликнулся на объявление о наборе менеджеров-стажеров в сети магазинов электроники RadioShack, и, когда никто не ответил, сам явился в центральный офис компании. Его сразу наняли и распределили в одну из проблемных точек. «Я принялся за дело в полную силу, словно показывая, что я был лучшим сотрудником, который у них когда-либо работал», — вспоминает Бунге.

Хенрик Бунге
Хенрик Бунге (Фото: Bloomberg)

Позитивная установка

Когда жена получила работу в Лондоне, он опять последовал за ней и открыл компанию по управленческому консультированию. Книга и лекции приводили новых клиентов, среди которых был премиальный бренд постельных принадлежностей Hastens Sangar. Эта компания продает матрасы по $50 тыс. и поставляет кровати шведскому королевскому двору. Однажды владелец и глава Hastens Ян Рюде пригласил Бунге прочитать продавцам лекцию про Северный полюс и преодоление себя. В ответ он предложил вместо лекции продемонстрировать им на деле, что успех от провала отличает только отношение человека. Идея заключалась в том, что Бунге посоревнуется с лучшей продавщицей компании из флагманского магазина в Стокгольме. Рюде предупредил его, что она настолько хороша, что он не только проиграет, но и рискует уехать домой с матрасом, который дороже его машины. Это не остановило Бунге: он провел выходные за изучением ассортимента компании и отправился в магазин.

«Конечно же, она выиграла», — вспоминает он. Но ненамного. В тот день он продал три матраса против ее четырех или пяти. Это впечатлило Рюде, и он сделал Бунге руководителем отдела экспорта. Через несколько месяцев он возглавил отдел маркетинга, а потом и продаж. «Сразу было видно, насколько он хорош, — говорит Рюде. — У него позитивная установка. Это значит, что ничего не может остановить его, если он ставит себе цель. Это сила».

Вскоре Бунге стал примерять на себя должность главы компании, но вакансии не предвиделось. Когда у Adidas освободилось место директора по продажам в странах Скандинавии, он согласился. В течение года он возглавил региональное подразделение.

Его предшественник в качестве основы своего управленческого подхода использовал метафору футбольной команды: с вратарями, форвардами и заменами. «Я собрал всю команду и просто отбросил все это, — вспоминает Бунге. — Это глупо, никто не должен сидеть на скамейке запасных, все в игре».

Фото: Bloomberg
Фото: Bloomberg

Концепция

В этот момент его концепция обрела более четкие очертания и содержание. «Мы должны знать, куда мы идем, где мы находимся, что делать и почему мы этим занимаемся», — говорит он.

В основе подхода пять основных вопросов, «ни один из которых не важнее других». Вопросы приводят к целям, которые, по словам Бунге, должны быть четкими, измеряемыми, привлекательными, значимыми и своевременными. Каждый сотрудник регионального подразделения Adidas должен был запомнить концепцию и сформулировать личные цели, которые бы помогли добиться целей компании. Каждый месяц цели пересматривались.

В Adidas Бунге оставался шесть лет. В 2012 году он возглавил шведского производителя одежды для лыжников Peak Performance, но проработал в компании недолго. Меньше чем через год у него сменился начальник, а с новым боссом они не поладили: «Не уверен, что я дал ему выбор, так что он уволил меня».

По условиям расторжения контракта он оказался под соглашением об отказе от конкуренции. С полугодовалой дочерью, еще двумя детьми и женой в декрете они решили переехать в Таиланд. Там Бунге играл с детьми, занимался тайским боксом и сидел на пляже, размышляя о будущем. Этот опыт, по его словам, еще больше убедил его в том, что надо искать не бренд, а «людей, с которыми хочешь составлять одно целое».

Бунге нелегко найти время для полноценного разговора. Пришлось в понедельник утром приехать к нему домой на завтрак. В этот день жена уходит раньше, чтобы успеть на тренировку, а он готовит завтрак и обед, завозит дочку в детский сад и едет в офис к 9:00, чтобы успеть на обязательное для всех сотрудников собрание. «Моя жена просила непременно сказать вам, что такое бывает только по понедельникам, — говорит он, нарезая ягоды для завтрака. — В другие дни этим занимается она».

Концепция Бунге неприменима к воспитанию детей: их гораздо сложнее мотивировать и заставить что-то делать. Несмотря на то что управленческий опыт не помог ему стать лучше как отцу, родительский опыт сделал его более хорошим менеджером, уж точно более терпеливым.

Работа в Peak Performance до сих пор остается единственной неудачей Бунге. Он объясняет ее несовпадением характеров. «За первые 10–15 лет моей карьеры я всегда добивался своих целей, — говорит он. — Будь то мировые рекорды на Северном полюсе или смещение Nike с позиции лидера скандинавского рынка во время работы в Adidas — я во всем добивался успеха».

В Borg победы стали даваться труднее. Бунге считает, что сегодня стало сложнее предсказывать будущее.

В 2013 году, за год до того, как Бунге пришел в Bjorn Borg, при выручке 500 млн крон ($54 млн) прибыль компании составляла 21 млн крон. По итогам 2018-го продажи выросли до 709 млн крон, а прибыль — до 55 млн крон. Цель компании на 2019 год указана на ее сайте — довести выручку до 1 млрд крон, а прибыль — до 150 млн крон.

Хенрик Бунге
Хенрик Бунге (Фото: Bloomberg)

Все возможно

Когда мы подъезжаем к офису на его матово-сером Tesla Model S, я говорю, что эта цель чересчур амбициозна. «Все возможно, — парирует он. — Если спросить нашего финансового директора, он тоже скажет, что это невозможно. Но я уже видел чудеса, и мне кажется, что их можно повторить. К тому же не так уж важно, достигнем мы целевых показателей или нет — в любом случае с целью добиваешься больше, чем без цели». Недавно Бунге перестроил цепочку поставок, модернизировал ИТ-инфраструктуру компании и взял под контроль дистрибьюторов, чтобы Borg управляла своей географией сбыта. Компания планирует выйти на рынок США. Одна из ключевых проблем — сдерживать конкуренцию в онлайн-торговле.

Бунге отчитывается перед правлением, а оно отвечает перед акционерами. При этом достижение целей контролируют Лена Нордин и директор по развитию бизнеса Даниэль Грохман. «Они и есть мое начальство, — говорит Бунге. — Раньше мое начальство давало мне делать, что я хочу. Они управляли мной так, как они считали нужным. Я же хочу, чтобы со мной работали так, как я работаю со своими подчиненными».

У всех 208 сотрудников Bjorn Borg установлены собственные цели. Иногда людей расстраивает, что цели нельзя корректировать и менять в процессе работы, но это правило не обсуждается. «Подожди до конца года и поставь другие цели на следующий год, — говорит Бунге. — Если поставил неправильные, не надо на них зацикливаться, но и отбрасывать не надо. Пускай будут служить напоминанием о неправильном выборе, чтобы это не повторилось».

Бунге понимает трудности премиального ретейла, но не видит смысла из-за них терзаться. «Это выбор, который я сделал, — объясняет он. — Если говорить о нашем сегменте, нельзя сказать, что дела в нем идут хорошо — скорее нормально. Но здесь как с погодой — ее не изменишь».

Когда Бунге оглядывает офис Borg, он не думает о том, как продать больше трусов по $35 за пару. Он думает о том, как сделать немного счастливее людей, которые разрабатывают, рекламируют и продают эти трусы, — чтобы они добивались своих целей (в идеале эти цели подразумевают продажу трусов). «Все это должно дать результат», — говорит он.

Кроме того, по словам Бунге, это помогает бороться со стрессом. «Это как две чаши весов, — объясняет он. — На одной из них тренировки, еда, сон, общение с близкими, а на другой — все наши требования. Такова жизнь».

Материал —Bloomberg Businessweek.