РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

Выход из «зоны турбулентности»: чего ждать на рынке труда в строительстве

Строительство HR Статьи Ancor
Какие тренды наблюдались на рынке труда в сфере жилого строительства в 2018 году и чего стоит ждать теперь, когда он выходит из «зоны турбулентности», рассказывает Варвара Сидельникова, консультант по подбору персонала компании ANCOR Industry
Фото:Екатерина Кузьмина / РБК
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Чем запомнился 2018 год

Прошлый год оказался непростым для сферы строительства: изменения в законодательстве, введение эскроу-счетов, банкротство Urban Group. Эти и другие события вызвали множество споров о том, какое количество строительных компаний останется на рынке и что нужно сделать, чтобы сохранить свои позиции. Рассматривались различные сценарии: от объединения небольших застройщиков до покупки крупными компаниями более мелких. Ряд экспертов прогнозировал массовые банкротства застройщиков и кризис девелопмента. Все это не могло не отразиться на рынке труда.

Как прошедший год изменил отношения работников и работодателей в сфере жилого строительства и каким будет рынок труда, когда выйдет из «зоны турбулентности»?

Кризис генподрядных и подрядных компаний

В 2018 году сложнее всего пришлось сотрудникам генподрядных и подрядных компаний. Работодатели сокращали штаты, оптимизировали структуры. Крупные компании старались минимизировать расходы, некоторые мелкие генподрядчики были вынуждены уйти с рынка. Их генеральные директора, как и другие сотрудники, приступили к поиску работы. Некоторые смогли быстро адаптироваться и в кратчайшие сроки выйти на новое место работы (помогли старые связи и знакомства, которые приобретались годами), однако многие до сих пор находятся в поиске.

Некоторые генподрядные и подрядные компании пробовали переквалифицироваться и начать работать в сфере промышленного строительства: им казалось, что, развиваясь в этом направлении, они будут получать больше заказов. Для того чтобы реализовать этот план, компании искали директоров и менеджеров по развитию бизнеса, которые смогли бы привлечь новых заказчиков. К сожалению, многим работодателям не хватило ресурсов, чтобы мотивировать этих специалистов. Дело в том, что, приглашая их на работу, компании предлагали помимо оклада до 100 тыс. руб. бонусы в размере 3–5% от суммы сделки по факту подписания акта сдачи выполненных работ. В действительности же далеко не все компании оказались готовы к выплате таких бонусов. Кроме того, не все смогли предоставить менеджерам по развитию бизнеса необходимую для их работы свободу действий. Собственники компаний жестко контролировали каждое их действие, активно участвовали в переговорах, что приводило к демотивации менеджеров. Перед многими поставили чрезмерно высокие KPI (ключевые показатели эффективности). Кроме того, многим полагались штрафы в виде уменьшения окладной части за невыполнение. Таким образом, менеджеры были нацелены на увеличение количества звонков, встреч с клиентами, из-за чего страдало качество заказов.

Ряд компаний столкнулся с тем, что из-за затянувшегося поиска директоров по развитию бизнеса и, соответственно, долгого отсутствия объектов, задержек заработной платы они потеряли специалистов по строительству. Еще одной сложностью стало то, что не все полученные в работу заказы соответствовали масштабу компаний, и многие из них просто не справились с привлеченным объемом работ. Все это помешало игрокам рынка реализовать свои амбиции в сфере промышленного строительства.

Развитие проектирования

Знаковым трендом 2018 года стал активный переход на BIM-технологии (от англ. Building Information Modeling — информационное моделирование здания). Компании чаще, чем обычно, искали директоров по проектированию, главных инженеров и архитекторов проектов, которые были бы открыты к изменениям, готовы привносить новшества в работу компании, а помимо этого и отлично разбирались в бизнес-процессах и умели работать в команде. В первую очередь работодатели обращали внимание на управленческие качества кандидатов, а лишь затем на технические. В проектировании одинаково важны скорость и качество работ: грамотный управленец сможет поставить оптимальные сроки перед командой и выстроить систему устранения ошибок и недочетов.

Конкуренция в сфере проектирования стала более острой: экспертизу в проектировании наращивали и девелоперские компании, усиливая свои команды новыми специалистами. Впрочем, проектные компании также совершенствовались: они обучали сотрудников, помогая им развивать как soft, так и hard skills.

Фото: Екатерина Кузьмина / РБК
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Фокус на эффективные продажи

Уже несколько лет мы наблюдаем усиление отделов продаж компаний-застройщиков, и 2018 год не стал исключением. Эксклюзивных договоров с агентствами недвижимости становится все меньше. Застройщики стремятся повысить профессионализм и эффективность команд, занимающихся продажами. Несмотря на то что хорошо знакомый метод холодных звонков («Не хотите ли вы купить квартиру?») по-прежнему работает, компании стараются найти новые, более технологичные методы продаж. Для этого специалисты по продажам работают в связке с отделом маркетинга и рекламы.

В 2018 году многие компании меняли руководителей департаментов маркетинга и рекламы, искали специалистов со свежими идеями и современным взглядом на рынок недвижимости. В компаниях стали появляться SMM-специалисты по работе с агентствами недвижимости. Одна из их задач — своевременно информировать агентства о начале акций, скидках, новых проектах. Некоторые компании пригласили на эту позицию бывших работников FMCG-сектора или банковских структур. Смогут ли они проявить себя в сфере недвижимости, увидим уже в ближайшее время.

Несмотря на эти изменения, модернизация до сих пор не коснулась важного инструмента продаж — сайта строящегося объекта. На рынке жилой недвижимости по-прежнему много загроможденных, недружелюбных по отношению к пользователю сайтов. Многие компании жертвуют информативностью и простотой ради впечатляющего дизайна. В результате пользователям далеко не всегда удается разобраться в навигации и найти важную информацию — планировки квартир или место нахождения конкретного жилого комплекса.

Что ждет рынок труда в 2019 году

В целом после «турбулентного» 2018 года уровень зарплат на рынке строительства не изменился, количество вакансий не сократилось, текучесть персонала также осталась на прежнем уровне — 10–15%.

Несмотря на то что рынок строительства консервативен, ему приходится меняться. Индустрия становится все более технологичной и современной. Будущее ставит перед отраслью задачи, которые смогут реализовать только два типа компаний — компании-гиганты и компании, быстро адаптирующиеся к изменениям.

Сильная сторона первых — ресурсы:

  • техника,
  • люди,
  • денежные средства,
  • наличие успешного опыта.

Преимущества вторых:

  • умение реализовывать новые идеи,
  • умение быстро отказываться от неработающих инструментов,
  • отсутствие внутренней бюрократии.

Проектирование становится все более «айтишным». В этой сфере возрастает спрос на программистов: каждый год штаты проектных компаний увеличиваются за счет ИT-специалистов. 2019 год укрепит этот тренд.

В преддверии сезона активного строительства в компаниях увеличится число вакансий. Март — хорошее время для специалистов, планирующих менять место работы — найти оптимальное предложение будет проще.

Тем, в чьих планах пока нет перехода в другую компанию, стоит задуматься о повышении квалификации, посещении курсов: требования работодателей постепенно возрастают. Им нужны сотрудники, готовые постоянно учиться, осваивать новые инструменты и технологии. Найти сотрудника с опытом, подходящим для решения определенной бизнес-задачи, теперь недостаточно. Важно создать сильную команду, которая позволит компании оставаться конкурентоспособной еще долгие годы.

Государственный сектор активно расширяет свое присутствие в отрасли и создает новые рабочие места. Программа реновации, «Дом.РФ» и другие формируют спрос на разнопрофильных специалистов в сфере строительства. Не отстают и крупные банки. Так, Сбербанк создал подразделение «Сбербанк Девелопмент», которое будет заниматься строительством бизнес-центра для компании. Это позволяет делать позитивный прогноз относительно возможностей на рынке труда.

Статистика показывает, что цены на недвижимость растут, количество объектов не уменьшается, а планы по строительству метро поражают своей масштабностью — их осуществление приведет к тому, что привлекательность Подмосковья повысится и предложений на рынке жилья станет больше. Все это значит, что говорить о смерти рынка или о его увядании определенно рано.