Обязательная независимая экспертиза строительных проектов должна давать четкие ответы на следующие вопросы:
- как строительный проект отвечает требованиям защиты жизни и здоровья людей, сохранения экологии;
- используются ли в проекте современные материалы, наиболее эффективные конструктивные решения;
- является ли проект максимально эффективным с точки зрения стоимости привлекаемых трудовых ресурсов, строительного оборудования и материалов?
На эти и другие важные вопросы отрасль, однако, не всегда может ответить качественно, потому что почти за три пореформенных десятилетия так и не удалось сформировать цивилизованную рыночную модель строительной экспертизы.
Из огня да в полымя
Строительная отрасль стала рыночной с начала 1990-х годов, но экспертиза до 2011 года была сугубо государственной: ее проводили в своих зонах ответственности различные экспертные организации, учрежденные субъектами или федеральными ведомствами, а также «Главгосэкспертизой».
Впрочем, с середины 2000-х годов многие государственные экспертные организации получили статус автономных учреждений — самофинансируемых. Они перестали получать бюджетные ассигнования и начали оказывать экспертные услуги за плату со стороны заказчиков. Цену оказания услуг устанавливало государство.
В 2011 году произошел перелом: экспертизу разделили на государственную (прежде всего в отношении проектов, строящихся за деньги РФ и субъектов) и негосударственную (рассматривает проекты, строящиеся за муниципальные и частные средства).