РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

Парижская неделя моды стала похожа на цирк, но приносит все больше денег

Ретейл Одежда и обувь Статьи MarketMedia
Неделям моды как жанру предсказывали конец не раз: когда туда допустили массовую фотосъемку, из-за прихода брендов массмаркета, из-за экотренда на разумное потребление. Однако Парижская неделя моды заставляет люксовые бренды тратиться на нее все больше
Фото:Charles Platiau / Reuters
Фото: Charles Platiau / Reuters

Что мода дает экономике Франции

На следующей неделе стартует Парижская неделя моды — точнее ее заключительный и основной этап с показами женских коллекций (Haute Couture и «Мужчины» завершились в январе). Paris Fashion Week (PFW) — это давно уже не просто кулуарное мероприятие, а одно из важнейших событий страны, сравнимое, к примеру, с экономическим форумом, пишет MarketMedia.

Ведь мода приносит экономике Франции больше, чем автомобильная и авиационная промышленность, — последнее исследование показало, что ежегодный оборот ее fashion-индустрии оценивается в 150 млрд евро (включая косвенное влияние сектора — логистику, рекламу и пр.) и формирует примерно 2,7% ВВП страны. 33 млрд евро при этом приходится на экспорт.

Оборот fashion-индустрии во Франции:

  • очки — 9 млрд евро,
  • парфюмерия и косметика — 44 млрд евро,
  • обувь и изделия из кожи — 22 млрд евро,
  • часы и украшения — 8 млрд евро,
  • одежда и текстиль — 67 млрд евро.


Что касается непосредственно PFW, то ее проведение приносит около 1,2 млрд евро в год: 440 млн евро — это оборот самого мероприятия и 725 млн — доходы местного бизнеса во время его проведения.

Каждый год в рамках PFW проводится около 300 дефиле, причем примерно половина брендов-участников — иностранные, то есть Франция в этом плане является экспортером услуг. Среди корифеев регулярно появляются новые имена из Испании, стран Азии, реже — с постсоветского пространства. Помимо основных показов во время PFW, как правило, «оживают» обычные магазины одежды по всей стране — проводят там свои мероприятия и локальные шоу.

Организатор, Federation de la Haute Couture et de la Mode, — это мощная структура, которая, помимо всего, развивает свои базы дизайнеров, бизнес-инкубаторы, занимается лоббированием интересов сектора и т.д. К примеру, существует такая ее партнерская организация, как DEFI, оказывающая поддержку (в том числе финансовую) продвижению молодых модных брендов.

Поэтому не удивительно, что французские и парижские власти всячески поддерживают PFW и подчеркивают ее значимость. Тем более что международная конкуренция растет — к «большой четверке» (недели моды в Париже, Нью-Йорке, Лондоне и Милане) подбирается еще и Неделя моды в Мадриде. Но что это шоу действительно значит сегодня для бизнеса?

Эпоха Instagram

По официальным данным, объем сделок, заключаемых в рамках Недели моды в Париже, ежегодно составляет около 10,3 млрд евро. За последние годы ее размах явно вырос — с 2009 года добавились мужские показы, сегодня говорят уже о добавлении детских (хотя пока четких планов нет), но главное — мероприятие расширяет границы. Как и со всеми основными мировыми неделями моды, с PFW происходит то, что эксперты называют «поиском нового пейзажа», нацеленным на масштаб и оригинальность.

  • Cпонсируемая местными властями Неделя моды в Нью-Йорке ищет новую площадку уже во второй раз за 5 лет и приносит экономике уже больше, чем Суперкубок национальной футбольной лиги.
  • Неделя моды в Лондоне с 2015 года проходит в модернизированном здании бывшей автостоянки Brewer Street, миланская — зашла в новый глянцевый бизнес-район Porta Nuova.
  • Парижская же неделя, которая раньше традиционно проводилась в крытых павильонах в Берси, все больше захватывает исторический центр города, добравшись даже до здания Сорбонны. Из мероприятия для профессионалов она все больше превращается в туристическое событие.

Ведь раньше модные тенденции были коммерческим секретом. В начале 2000-х годов Federation de la Haute Couture et de la Mode даже хотела запретить фотографировать показы из-за опасений перед марками fast fashion (марки, которые обновляют ассортимент раз несколько раз в сезон), которые моментально запускали заимствованные модели в массовое производство. Однако сегодня фото дефиле моментально разлетаются по Instagram в режиме реального времени, и это никого не беспокоит, а бренды заставляет только еще больше вкладываться в шоу.

  • В прошлом году во время PFW модный дом Saint-Laurent арендовал площадку с фонтанами Trocadero прямо напротив Эйфелевой башни. Только мэрии Парижа компания перечислила за это 400 тыс. евро, не считая затрат на само шоу.
  • В 2016 году Chanel создала в Grand Palais копию интерьеров аэропорта.

С ростом рынка товаров класса люкс и продаж через Интернет люксовые бренды уже сами стремятся к тому, чтобы их показы увидело как можно больше народа. Что может лучше подтвердить ваш статус иконы, чем тот факт, что вы можете потратить до 1 млн евро на десятиминутное шоу?

Фото: Etienne Laurent / EPA / ТАСС
Фото: Etienne Laurent / EPA / ТАСС

Стиля и зрелищ

Другие опасения касались падения Недели моды под массмаркетом. В 2005 году H&M впервые провел показ на Неделе моды в Нью-Йорке, а спустя 8 лет — в Париже, выбрав в качестве площадки Музей Родена, где раньше проходил показ Dior. Однако это так и осталось единичными примерами (хотя не исключено, что не последними), потому что массовые марки нашли свою, более подходящую схему взаимодействия с модными домами и дизайнерами: ограниченные серии, совместные коллекции и пр. Это сотрудничество, судя по количеству примеров коллабораций, оказалось выгодным для обеих сторон.

Converse были просто хорошей маркой баскетбольной обуви, находящейся на грани банкротства, которую Nike купил в 2003 году за $309 млн. Но после сотрудничества с Maison Martin Margiela, японским дизайнером Yunya Watanabe и пр. в их кедах стало ходить пол-Европы, а оборот компании достиг $2 млрд.

Публицист Джеральд Коэн недавно отметил, что PFW постепенно станет как Цирк дю Солей — масштабным мировым шоу, с которым можно будет гастролировать по всему миру. При этом это никак не повлияет на ее основную функцию — быть местом демонстрации могущества марки, общения брендов и обмена модными тенденциями. Рынок одежды меняется, подстраиваясь под вкусы миллениалов, однако поиск новых оригинальных идей остается основной его движущей силой. Их ищут и крупные одежные корпорации вроде Inditex и Zara, и новые инстаграмные бренды. А какие цвета будут в тренде в следующем сезоне, может беспокоить и многие другие направления бизнеса — от производителей косметики до обоев. Это значит, что люди из бизнес-среды продолжат посещать этот безумно дорогой праздник, а дизайнерские бренды — в него вкладываться.

Сегодня PFW, как всегда, снова подвергается критике, на этот раз уже из-за экологии — производство одежды является одним из основных источников вредных выбросов, а подобные шоу стимулируют «неконтролируемое потребление». Однако на фоне других обвиняемых вроде H&M и Amazon ее уровень не настолько высок.

В этом году Неделя моды больше пострадала от «желтых жилетов» — в частности, было изменено время некоторых показов мужских коллекций. Поэтому в нынешнем открытом расписании PFW места проведения дефиле не указаны до сих пор. Тем интереснее будет наблюдать за тем, какие парижские площадки выберут бренды для того, чтобы диктовать оттуда всему миру, что носить следующей зимой.

Материал с marketmedia.ru