РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

Магазины на дом: зачем «Пятерочке» сервис доставки продуктов

Ретейл Продуктовый ретейл Логистика Интернет-торговля Кейсы РБК
«Пятерочка» начала тестировать на юго-западе Москвы платную доставку продуктов. Для продуктовой розницы собственные интернет-магазины — это пока что возможность «держать руку на пульсе», а не полноценный канал продаж
Фото:Алексей Светлов / Интерпресс / ТАСС
Фото: Алексей Светлов / Интерпресс / ТАСС

Как это работает

Сеть «Пятерочка» стала партнером маркетплейса Dostavista.Market, указано на его сайте. В обеих компаниях подтвердили факт сотрудничества.

Как уточнили в X5 Retail Group, в которую входит «Пятерочка», эта сеть с середины февраля тестирует экспресс-доставку продуктов из своих 29 универсамов на юго-западе Москвы жителям ближайших районов. Пилотный проект предполагает доставку продуктов из «Пятерочки» в радиусе около 3 км вокруг универсама. Обеспечивать ее будут пешие курьеры, поэтому общий вес заказа ограничен 15 кг.

Стоимость услуги составляет 99 руб. Средний чек в «Пятерочке» в 2018 году равнялся 349,6 руб., указано в материалах X5 Retail Group.

По результатам тестирования «Пятерочка» намерена оценить интерес к такой услуге и «изучить детали организации процесса в магазинах сети», сообщил представитель X5 Retail Group. Условия сотрудничества с Dostavista он не раскрыл.

Продажи «Пятерочки», на конец 2018 года насчитывавшей 13,5 тыс. магазинов, достигли 1,197 трлн руб., что составляет 78% всей выручки X5 Retail Group. «Пятерочка» может считаться крупнейшей продовольственной сетью России. Выручка около 13,9 тыс. продовольственных магазинов «Магнита» («у дома» и супермаркетов, без учета «Магнит Косметик») в прошлом году равнялась 1,124 трлн руб.

Зачем крупнейшая продовольственная сеть тестирует доставку продуктов на дом и каковы перспективы подобных онлайн-продаж — в обзоре РБК.

Кто стал партнером «Пятерочки»

Компания Dostavista основана Михаилом Александровским в 2012 году в России и сейчас представлена в 11 странах под локальными брендами. В 2018 году общий товарооборот составил 1,9 млрд руб., компания выполнила больше 4 млн доставок по всему миру.

В сентябре 2018 года Dostavista привлекла $2 млн от фондов BuranVC и AddVenture, а также от американского фонда FJ Labs. Годом ранее компания получила $2,25 млн от BuranVC и AddVenture, а также $1,3 млн от бизнес-ангелов.

Какими бывают модели интернет-торговли

Из крупных ретейлеров интернет-магазины уже есть у «Ашана» и «Перекрестка», другого формата X5 Retail Group. Эти ретейлеры сами доставляют товары, стоимость доставки зависит от суммы заказа. Например, у «Перекрестка» доставка становится бесплатной при заказе от 2 тыс. руб. Другие сети, в частности «Лента» и Metro Cash & Carry, работают с сервисами доставки. Первая, согласно информации на сайте ретейлера, работает с Instamart, Golama и iGooods, у второй — более 20 партнеров. «Тем самым мы знакомим со своим ассортиментом широкий круг потребителей, сохраняя фокус собственных ресурсов на профессиональных клиентах», — объяснил представитель Metro.

Развитие продаж продуктов через интернет ограничено высокой стоимостью «последней мили», говорила в интервью РБК гендиректор «Магнита» Ольга Наумова. «Не каждый человек готов заплатить 200 или 300 руб. за доставку пакета с продуктами стоимостью в те же 200 или 300 руб., — поясняла Наумова. — Поэтому по-прежнему основной объем [интернет-продаж] обеспечивают большие покупки, тяжелые предметы, но мы все время движемся к снижению себестоимости доставки». По ее мнению, в продовольственной рознице имеет право на существование прежде всего формат сlick & collect (онлайн-заказ с самовывозом).

Существуют три основные модели развития онлайн-канала продаж — это собственная доставка, click & collect и доставка силами сторонней компании. В последнем случае курьер чаще всего берет товары прямо с полок магазина, напоминает эксперт по ретейлу Bain & Company Александр Бородецкий. Он отмечает, что выбранная «Пятерочкой» модель доставки силами сторонней компании привлекательна для ретейлера в первую очередь тем, что не требует капитальных вложений в инфраструктуру для комплектации товара и развития компетенций «последней мили», а сотрудничество с сервисом доставки может сгенерировать дополнительный трафик в магазины.

Две другие модели построения онлайн-продаж, объясняет Бородецкий, требуют высоких затрат — как операционных, так и капитальных: в Европе 3–5% маржи по операционной прибыли могут упасть до минус 2–5% при построении инфраструктуры для click & collect и до минус 5–10% при организации собственной доставки за счет затрат на «последнюю милю». В результате многие компании работают в минус в расчете на повышение лояльности и «доли в кошельке» клиентов, а также на повышение прибыльности в будущем, резюмирует эксперт.

Рентабельность всей X5 Retail Group по операционной прибыли за девять месяцев 2018 года равнялась 3,9%. Финансовые результаты за весь прошлый год группа еще не публиковала.

Каковы перспективы рынка онлайн-торговли продуктами

Объем интернет-торговли продуктами в 2018 году составил 49,4 млрд руб., оценивают аналитики «РБК Исследования рынков». Согласно проведенному ими опросу, доля россиян, заказывающих на дом товары повседневного спроса, и в частности продукты питания, составила 13,2% от общего числа респондентов. О перспективности этого сегмента, по мнению аналитиков «РБК Исследования рынков», свидетельствуют присутствие еды на маркетплейсах «Беру!» и AliExpress, а также в интернет-магазине Wildberries. По данным интернет-платформы Ozon, самой быстроразвивающейся категорией во втором квартале 2018 года оказались «Продукты питания» — ее рост превысил 200% к аналогичному периоду предыдущего года, а в общей структуре продаж доля этого сегмента достигла 5%.

У онлайн-продаж пищевых продуктов огромный потенциал, соглашается Руслан Гафуров, управляющий партнер сервиса Delivery Club (принадлежит Mail.Ru Group). Сам Delivery Club, несмотря на то что его фокус — доставка готовой еды, продукты также развозит, но пока в небольшом объеме: с некоторых рынков, из кондитерских и специализированных магазинов. Однако, признает Гафуров, пока прибыльную экономику построить сложно.

Для «Ленты», по словам ее представителя, сотрудничество с сервисами доставки — это в первую очередь способ «держать руку на пульсе» и мониторить сегмент онлайн-торговли продуктами. Пока «Лента» не видит достаточного объема рынка для запуска собственного интернет-магазина и потенциала, для того чтобы он мог работать эффективно. «Продажи через сервисы доставки, с которыми мы сотрудничаем, едва сравнимы с выручкой одного супермаркета», — сообщил представитель ретейлера, уточнив, что, когда рынок будет готов к такому сервису, компания планирует развивать этот формат и бороться за лидерские позиции.

Та компания, которая построит успешный бизнес в доставке продуктов, может стоить, как два «Яндекса», осталось научиться это делать, заключает Гафуров.