РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Сложное поколение: необходимая инструкция по работе с миллениалами от KFC

HR Инструкции РБК
Они трудоголики, но не планируют строить карьеру. Хотят постоянно учиться, но не верят в высшее образование. Одновременно желают стабильности и мобильности. Это самое гибкое поколение в истории, но больше всего в жизни боится сделать неправильный выбор
Фото:Наталья Селиверстова / РИА Новости
Фото: Наталья Селиверстова / РИА Новости

Рестораны быстрого обслуживания — бизнес, где, пожалуй, максимально высока доля молодых работников. И пока большинство отраслей только ожидает, когда миллениалы получат образование и выйдут на рынок труда, в категории общепита они стали основной рабочей единицей.

В России в KFC ежегодно нанимают более 25 тыс. сотрудников, большинству из которых еще даже нет 22 лет — сегодня в структуре ресторанного бизнеса KFC 43% работников в возрасте от 18 до 22 лет. Это помогает понять, как думает молодое поколение и чем его мотивировать, зачем оно приходит на работу и какими способами поддерживать его лояльность.

Демографический фастфуд

На предприятиях общественного питания высокая текучесть кадров, которая часто превышает 50% в год. У этого явления три объективные причины:

  • изначально люди не считают сферу престижной. Потенциальные сотрудники часто рассматривают работу в ней как временную — пока не окончат вуз или не найдут что-то по специальности;
  • высокая конкуренция среди работодателей, которые могут предложить различные материальные и нематериальные программы мотивации. Ситуация усугубляется тем, что адаптация на новом месте работы происходит максимально быстро и безболезненно;
  • демографический спад, который сейчас переживает страна, усиливает межотраслевую конкуренцию за молодые кадры. Сотрудники быстрее находят более престижную, по их мнению, работу. По прогнозам Госкомстата, к 2022 году в России численность населения в возрасте от 21 до 30 лет уменьшится на 21%.

С приходом на рынок труда миллениалов в компании KFC заметили, что вышеперечисленные причины перестали быть спецификой отрасли ресторанов быстрого обслуживания — они стали маркером для всего поколения. Просто другие бизнесы еще не успели с этим столкнуться. Рассказываем, почему.

Трудоголики, но не карьеристы

В РЭУ им. Г.В.Плеханова в прошлом году провели опрос среди 20-летних студентов и выяснили, что только для 21% респондентов карьера является приоритетом. Гораздо больше они хотят материального благополучия (41%), хорошего здоровья (32%) и возможности путешествовать по миру (30%). При этом трудоголизм и почти фанатичная вера в свой труд является одним из основных идолов поколения. Они хотят общаться с теми, кто любит свою работу, и брать самое лучшее от настоящих профи своего дела. В том числе от тех, кто построил успешную карьеру в больших компаниях и занимает высокое место в корпоративной иерархии.

Но это только кажущееся противоречие. Если разобраться в мотивах современного молодого поколения, все встает на свои места. Миллениалам интересно работать ровно до тех пор, пока компания в состоянии обогащать их личный багаж. Они хотят стать интересными личностями, состояться как профессионалы и очень обостренно чувствуют время. Отсюда боязнь ошибок и нежелание задерживаться на одном месте, особенно если это стартовая позиция в компании. По данным PwC, 67% представителей поколения Y не готовы занимать начальную должность свыше двух лет. И именно их резюме составляют больше половины от общего массива на hh.ru.

В итоге мы приходим к феномену, когда в любой отрасли молодежь воспринимает работу как временную и верит, что накопленные профессионализм и социальный капитал в конечном счете помогут эффективно работать «на себя». А фриланс или собственное дело станут ключами для реализации более важных приоритетов, чем карьера.

Вот несколько решений, как работать с таким поколением

  1. Обеспечить быстрый профессиональный лифт. Чтобы не заставлять молодых талантливых сотрудников ждать на стартовой позиции продвижения несколько лет, можно предусмотреть курсы повышения квалификации, программы будущих менеджеров, внутренние тесты для оценки компетенций. Практика показывает, что такие работники не менее мотивированы на результат и хорошо справляются даже со сложными задачами. В KFC нормальной стала ситуация, когда директору ресторана еще нет 21 года. В США он бы не смог самостоятельно купить алкоголь, а здесь уже принимает важные управленческие решения и строит ресторан.
  2. Кросс-функциональные и горизонтальные перемещения. Вариант с быстрым ростом по карьерной лестнице не является универсальным, он не подходит для ряда отраслей. В таком случае можно рассмотреть возможность трансфера перспективного сотрудника в другие отделы, где он получит опыт смежных функций или сможет работать над более интересными и ответственными задачами.
  3. Работа в проектных командах также помогает поддерживать свежесть восприятия сотрудников и давать им возможность учиться у тех коллег, с кем они еще лично не знакомы.
  4. Вовлеченность в дела компании на индивидуальном уровне и сильный внутренний маркетинг, который позволит человеку чувствовать свою причастность к общему большому делу и разделять позицию компании.

Никогда не останавливаться