РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной

Топ-10 городов России для шопинга

Ретейл Маркетинг Исследования JLL
JLL представил рейтинг присутствия брендов в российских регионах. В тройке лидеров оказались Москва, Петербург и Екатеринбург
Фото: Денис Синяков / Reuters
Фото: Денис Синяков / Reuters

Топ-3 городов для шопинга в России

Компания JLL подготовила исследование Destination Russia 2019, в рамках которого проанализировала представленность зарубежных и отечественных брендов в крупнейших городах России.

В исследовании проанализировано присутствие 250 международных и российских брендов всех сегментов, за исключением продуктовых магазинов, в 37 городах России с населением свыше 500 тыс. человек.

Традиционно первое место в списке самых насыщенных ретейлерами городов заняла Москва, где открыты магазины и точки продаж всех проанализированных марок.

В топ-3 также входят Санкт-Петербург (78% брендов) и крупнейший уральский город Екатеринбург (62%). Города-лидеры отличаются большой численностью населения, высокой покупательной способностью и значительным количеством современных торговых центров.

Краснодар занял четвертое место, высокую позицию ему обеспечили рекордная насыщенность качественными торговыми центрами, более 750 кв. м на 1 тыс. жителей, и любовь местных жителей к шопингу.

Сразу за Краснодаром следуют Ростов-на-Дону, Казань и Новосибирск. Средняя заработная плата и, как следствие, покупательная способность в них ниже (около 35–40 тыс. руб. в месяц), чем в городах, замыкающих топ-10 (40–55 тыс. руб. в месяц). Более высокие позиции объясняются индивидуальными особенностями этих регионов.

Так, жители Ростова-на-Дону склонны тратить на товары и услуги значительную часть своего дохода. Количество качественных торговых площадей составляет 489 кв. м на 1 тыс. жителей. Здесь присутствует 51% всех проанализированных брендов.

Столица Татарстана привлекает ретейлеров высоким туристическим потоком, выступая площадкой многих спортивных и культурных событий мирового уровня. Качественное предложение торговой недвижимости в городе небольшое, составляет 320 кв. м на 1 тыс. жителей. В городе присутствуют 50% всех проанализированных брендов.

Новосибирск обеспечил себе попадание в рейтинг благодаря самому большому населению после Москвы и Петербурга. Город характеризуется слабой насыщенностью качественными торговыми центрами (283 кв. м на 1 тыс. жителей). Он все еще нуждается в новых современных торговых центрах, которые позволят большему количеству торговых сетей прийти на этот рынок или расшириться на нем. Тем не менее в городе уже представлено большое число международных ретейлеров (49% брендов из выборки JLL).

Замыкает тройку лидеров Самара, Нижний Новгород и Уфа. В Самаре — один из самых развитых рынков розничной торговли, показатель насыщенности торговыми площадями высокий и достигает 655 кв. м на 1 тыс. человек. К тому же на Самару приходится самый высокий после Москвы и Санкт-Петербурга показатель ввода торговых площадей с 2013 года. Почти половина существующих качественных предложений была введена в последние пять лет, что обеспечило ретейлеров торговыми площадями и привлекло больше новых брендов. Рынок Самары характеризуется самой большой долей брендов сегмента «массмаркет» (85%) среди топ-10 городов рейтинга.

Нижний Новгород входит в топ-5 городов по доле люксовых брендов (7% числа всех брендов в городе). Насыщенность торговыми площадями здесь составляет 471 кв. м на 1 тыс. жителей.

В Уфе один из самых высоких показателей товарооборота на душу населения среди проанализированных городов, при этом город слабо насыщен торговой недвижимостью (363 кв. м на 1 тыс. человек), что свидетельствует о потенциале для девелопмента новых торговых центров и привлечения новых ретейлеров. Здесь присутствуют 42% всех проанализированных брендов.

Олеся Дзюба, руководитель отдела исследований компании JLL

«Рынок качественных торговых центров России достиг зрелости и является крупнейшим в Европе. Его совокупный объем составляет более 24 млн кв. м, а количество и разнообразие торговых форматов в крупных городах России сопоставимо с европейскими. Относительная ненасыщенность отдельных региональных рынков и районов, а также постепенное устаревание существующих объектов на фоне сохраняющегося интереса ретейлеров стимулируют девелопмент новых торговых центров. На 2019 год в России заявлено почти 1,3 млн кв. м, что в 2,5 раза превышает рекордно низкий показатель прошлого года (менее 500 тыс. кв. м). Стоит отметить, что прирост, особенно на столичных рынках, обеспечат преимущественно ТЦ районного и регионального форматов. Во многих крупных городах уже есть суперрегиональные объекты или даже несколько, рынок ими пресытился и на смену гигантомании приходит осознанное потребление».

Методология

В ходе подготовки исследования аналитики компании JLL провели оценку присутствия крупнейших 250 развивающихся брендов (за исключением продуктов питания) в 37 крупнейших городах России с населением более 500 тыс. человек. Бренд отмечается как присутствующий на рынке города, если у него имелся хотя бы один монобрендовый магазин в декабре 2018 года, включая франчайзинговые магазины. При этом бренды, представленные только в универмагах и мультибрендовых магазинах, исключены из рассмотрения.